Татьяна Васильевна Гоцко, начальник финансового управления администрации городского округа Коломна
Это часть статьи из журнала "Бюджет". Полностью материал доступен для подписчиков издания.
Коломна — один из древнейших и красивейших городов Подмосковья, крупный промышленный центр и транспортный узел, речной порт на Оке, ведет свое летоисчисление с 1177 года.
История этого города окутана легендами и мистикой: обвал Успенского собора в канун Куликовской битвы, недолгое царствование Марины Мнишек и ее заточение в одной из башен Коломенского кремля, а также многочисленные мифы о зарытых сокровищах и подземных ходах. Но сегодня речь пойдет не о мистической, а о более земной истории города — о финансовой системе Коломны, становление которой неразрывно связано с развитием российской государственности и местного самоуправления.
Как известно, местное самоуправление в нашей стране появилось благодаря Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи, подписанной Екатериной II 21 апреля 1785 году. Документ провозглашал единый порядок самоуправления в России и определял основы русского городского законодательства.
Устанавливая единый порядок самоуправления, Екатерина II пыталась объединить горожан в единое «градское общество», которое бы управляло муниципальным хозяйством. Была введена система органов городского самоуправления: общая городская дума, шестигласная дума и градское общество. С этого же периода начинается и история муниципальных финансов Коломны. Управление доходами и расходами осуществляла шестигласная городская дума, ведомости и отчеты направлялись губернатору и в казенную палату.
Следующим импульсом для развития местного самоуправления, а как следствие, и муниципальных финансов в Коломне и других городах Российской империи стало принятие 16 июня 1870 года Городового положения. Закон предусматривал создание в городах всесословного самоуправления. Избирательные права получили все владельцы недвижимости и уплачивающие налоги на торговые занятия.
Самоуправление получило право вводить собственные налоги (прежде всего на недвижимость, годовой оклад составлял до 1% ее стоимости). В то же время две трети гласных избиралось состоятельными классами. Городской голова, его заместитель, а также важнейшие постановления городских дум подлежали утверждению министром внутренних дел или губернатором либо согласовывались с начальником полиции. В остальных вопросах самоуправление было самостоятельным.
Также Городовым положением был установлен единый стандарт финансовой документации. Положение 1870 года действовало до издания нового Городового положения в 1892 году.
Ежегодно, как правило, осенью, городская управа составляла роспись доходов и расходов на основании данных за три предшествующих года. Проект приходно-расходной сметы принимался городской думой, и после одобрения ее губернатором она публиковалась в официальном издании «Московские губернские ведомости». В Коломенском общественном управлении основной объем административно-хозяйственной работы осуществляла городская управа.
Стоит заметить, что в это время финансовая документация Коломенского общественного управления находилась далеко не в лучшем состоянии: сметы публиковались по прошествии длительного срока со дня их утверждения, распределение расходов по статьям подчас производилось произвольно. В 1890 году финансово-ревизионная комиссия городской думы в своих отчетах писала: «...счетоводство городской управы настолько неудобно и непонятно, что при всем желании проверить подробно это оказывается невозможным».
В последующем выявленные недочеты были устранены: сметные статьи систематизированы, отдельные предметы расходов разделены по столбцам, и после каждого параграфа стали подсчитывать итоговые суммы. Например, из отчета о городском бюджете за 1873 год следует, что бюджет города составлял 50 036 рублей, а основными источниками доходов являлись:
поступления от земель, принадлежащих городу, которые сдавались в аренду в основном под торговые места на Владимирской и Спасской улицах, Житной, Конной и Молочной площадях (35,6%), а также под огороды, сенокосы, балаганы;
сборы с торговли и промыслов, поступавшие за счет выдачи свидетельств на промысловую деятельность, билетов на право торговли для иногородних купцов, патентов «на питание», акцизов (33,4%);
доходы вспомогательные, включающие прибыль с городского капитала и пособия от казны и земства (26,3%);
разные (штрафы за нарушение правил торговли, пошлины за заключение договоров, клеймение писем и векселей, сборы с экипажей, лошадей, собак и так далее) (4,7%).
Основные расходы бюджета выглядели следующим образом: на содержание городской управы направлялось 21,3%, на воинскую повинность — 16,7%, на уплату долгов банку — 13,3%, на народное образование — 10,7%, на содержание городской полиции —10,5% и пожарной команды — 9,2%, на благоустройство — 5,6%, медицину и ветеринарию — 5,1% и другие.
Это часть статьи из журнала "Бюджет". Полностью материал доступен для подписчиков издания.