Версия для печати 993 Материалы по теме
Главная задача — обеспечить стабильность бюджетной системы

Итоги работы Министерства финансов РФ за 2016 год были подведены на расширенной коллегии, которая прошла 20 апреля. Суперведомство, как небезосновательно назвал Минфин председатель Правительства РФ Д. А. Медведев, сумело достойно ответить на предъявленные осложнившейся экономической ситуацией вызовы и справиться с поставленными задачами.

Прошлый год был годом экономии ресурсов. Проблемы, с которыми страна столкнулась ранее, не исчезли — сохранились и санкции, и финансовые ограничения, рыночная конъюнктура оставалась неблагоприятной. 2016 год начался с очередного драматического падения цен на нефть до уровня, который последний раз наблюдался 12 лет назад. Как отметил председатель Правительства РФ, для решения стоящих перед государством задач потребовалось принять целый ряд достаточно жестких решений. «Нам пришлось выстраивать весьма зыбкий баланс между доходами и необходи­мостью двигать страну вперед. Впрочем, на сей раз это было несколько легче — мы наработали неплохой опыт антикризисной деятельности и не только отвечали на те вызовы, которые существуют, но и реализовали ряд возможностей, нами же ранее и заложенных. Они появились как реакция на всякого рода ограничения», — сказал Медведев. В результате главной победой года стало то, что спад экономики удалось остановить — рецессия была непродолжительной. Год был закончен с крепким платежным балансом, стабильной бюджетной системой и беспрецедентно низкой для нашей страны инфляцией. Адаптация бюджета была достаточно плавной, для наиболее пострадавших от кризисных явлений секторов экономики удалось снизить болезненность перехода к новым экономическим реалиям.

Что касается бюджетной политики, то, по мнению Медведева, она была предсказуемой и понятной, способствующей устранению дисбаланса. Возврат к трехлетнему горизонту планирования бюджета значительно улучшил инвестиционные условия в стране. Появились первые признаки восстановления инвестиций.

Руководство страны заняло принципиальную позицию и, несмотря на сложности, обеспечило стабильность условий осуществления бизнеса — рост доходов бюджета происходил не за счет увеличения ставок, а в результате повышения собираемости налогов. Главной задачей при этом было соблюсти справедливость — принимались меры для снижения административной нагрузки на добросовестный бизнес и увеличения рисков для применяющего серые схемы.

В прошлом году велась работа по повышению операционной эффективности использования бюджетных средств. В качестве положительных моментов этой деятельности на коллегии было отмечено применение расширенного казначейского сопровождения крупных государственных контрактов, проведенный эксперимент по использованию казначейского аккредитива, принятие мер, позволивших повысить результативность бюджетных субсидий. В стране разработаны программы оздоровления региональных финансов для 15 регионов, которые особенно в этом нуждались. В результате принимаемых мер снизился дефицит региональных бюджетов. Государственный долг субъектов РФ по рыночным заимствованиям сократился более чем на 130 миллиардов рублей.

Задачи на текущий год

Сегодня полномочия самого Минфина России значительно расширились. «Минфин теперь суперведомство, за которым закреплено большое количество направлений. Под эгиду Минфина России переданы Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. В сферу компетенций министерства перешли полномочия по координации контроля за сбором социальных взносов. Недавно я принял решение, которым Федеральное казначейство определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за функционирование информационной системы в сфере закупок, сам Минфин России получил полномочия по регулированию контрактной системы», — перечислил Медведев новые сферы влияния ведомства. Поэтому сегодня на Министерстве финансов РФ лежит огромная ответственность по проведению государственной политики в финансовой сфере.

Ключевыми задачами финансового ведомства на текущий год являются обеспечение устойчивости бюджетной системы и дальнейшее снижение зависимости экономики от цены на нефть. Кроме того, Минфин должен продолжать оказывать всемерное содействие развитию самой экономики, оперативно финансировать проекты и осуществлять правильную настройку налоговой системы, отменяя неэффективные льготы и инициируя введение новых, экономически выгодных. Более подробно о задачах ведомства рассказал министр финансов РФ А. Г. Силуанов (полный текст выступления опубликован на с. 20).

Центробанк сохранит умеренную жесткость

В своем выступлении председатель Центрального банка РФ Э. С. Набиуллина отметила, что Центробанк полностью поддерживает принимаемые Минфином России консервативные решения в области бюджетной политики. В том, что российская экономика стала более уверенной, выросли макроэкономические показатели, председатель Центробанка видит большую заслугу ведомства. «Экономическая ситуация сейчас выглядит обнадеживающей, и, принимая решения в рамках денежно-кредитной политики, в марте этого года мы предложили снижение ключевой ставки во втором квартале. Значение инфляции очень близко к целевому уровню, это открывает нам пространство для продолжения снижения ключевой ставки, что будет рассмотрено на ближайшем совете директоров», — отметила Набиуллина.

В целом же Центробанк намерен придерживаться взвешенного подхода к проведению денежно-кредитной политики, учитывая риски и неопределенности, в том числе по динамике нефтяных цен, и будет сохранять умеренную жесткость для того, чтобы добиться стабилизации инфляции и устойчивого снижения инфляционных ожиданий. Председатель Центробанка подчеркнула, что выбранная Министерством финансов РФ стратегия бюджетной консолидации и планомерное сокращение дефицита бюджета будут способствовать стабильности государственных финансов. Параметры бюджетной политики влияют на денежно-кредитную политику, и наоборот, поэтому Минфину России и Центробанку важно работать в режиме постоянных консультаций. Набиуллина выразила надежду, что такое взаимодействие сохранится и впредь.

Некачественное планирование

Председатель Счетной палаты РФ Т. А. Голикова объяснила, какой ценой был достигнут низкий дефицит региональных бюджетов. Причину достижения по итогам 2016 года показателя дефицита консолидированных бюджетов регионов в 12,5 миллиарда рублей Счетная палата видит в том, что регионами не исполнены их бюджеты: «В прошлом году расходная часть бюджетов регионов не выполнена почти на шесть процентов против той росписи, которую они утвердили». Поэтому проблема несбалансированности бюджетов субъектов не потеряла свою остроту. 790 миллиардов рублей — сумма общего дефицита бюджетов регионов, зафиксированная на 1 марта 2017 года.

«Несмотря на все меры, которые принимает Правительство РФ и Минфин России, когда мы начинаем сводить консолидированные бюджеты, то видим ровно то же самое, что было во все предыдущие периоды: дефицит остается высоким. Это крайне неэффективное планирование со стороны региональных бюджетов», — подчеркнула Голикова.

Глава контрольного ведомства также напомнила, что в настоящее время действуют три основных инструмента программно-целевого планирования: госпрограммы (40 госпрограмм), федерально-целевые программы (38) и приоритетные проекты, реализация которых началась в 2017 году (11 проектов). При этом все эти инструменты сформированы на разных методологических основах, и пока ни один из них нельзя назвать действенным инструментом бюджетного планирования.

Что касается реализации нового механизма — приоритетных проектов, то Голикова отметила: «У нас в бюджете пока не так много денег на приоритетные проекты — 183 миллиарда рублей по росписи. Из них почти 102 миллиарда рублей — в пользу субъектов РФ. При этом регионы пока рассматривают приоритетные проекты не как новый механизм управления бюджетными ресурсами, а как некую аналогию бывших национальных проектов».

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться