25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1404 Материалы по теме
Общее собрание СФР в Москве

В конце марта в Москве в Финансовом университете при Правительстве РФ состоялось общее отчетно-выборное собрание Союза финансистов России. В мероприятии приняли участие представители Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, финорганов субъектов РФ и муниципальных образований, экспертного сообщества.

Законодательные новации

Важную тему, связанную с заключением соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета в 2017 году, в своем выступлении затронул заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров. Чтобы избежать позднего утверждения Правил предоставления субсидий (далее — Правила), Минфин России предлагает установить требование о внесении проектов Правил в Правительство РФ до рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете во втором чтении и об утверждении Правил не позднее 1 февраля текущего финансового года. «Соответствующие поправки подготовлены и, надеемся, будут приняты в весеннюю сессию», — сообщил замминистра.

Определенные сложности вызывает ситуация, когда в бюджетах субъектов РФ бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств региона, софинансируемых из федерального бюджета, предусматриваются не в полном объеме (лишь региональная часть). Возникает вопрос: какой объем расходного обязательства отражать? «Можно ставить и полный объем расходного обязательства — это предельный объем софинансирования со стороны субъекта РФ, — отметил Лавров. — Хоть он и больше минимально установленного, в этом нет ничего страшного». Но есть и еще одно решение, которое пока обсуждается. Имеется в виду установление требований об отражении по отдельному КБК бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта РФ, софинансируемых из федерального бюджета, а также превышающих объем расходного обязательства, софинансируемого из федерального бюджета.

Будет урегулирован и порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ, произведенных до заключения соглашения о предоставлении межбюджетной субсидии. А именно будут установлены условия (порядок) возмещения расходов бюджета субъекта РФ на исполнение своих расходных обязательств, софинансируемых из федерального бюджета, произведенных до заключения соглашения. Также появится требование о наличии в соглашениях условий о возмещении расходов бюджетов субъектов РФ, произведенных в текущем году до заключения соглашения.

Новации от казначейства

Заместитель руководителя Федерального казначейства С. Е. Прокофьев рассказал о главных направлениях работы казначейства с точки зрения интересов финорганов регионов и муниципальных образований. Ключевое направление работы казначейства на текущий год — завершение внедрения системы «Электронный бюджет». Представитель службы признал, что проходит процесс довольно непросто. Если сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса федерального уровня вычищен и соответствует реальному положению дел, то аналогичный сегмент регионального и особенно муниципального уровня далек от совершенства.

«Я призываю вас вместе с руководством наших УФК, а в муниципалитетах — с территориальными отделами, еще раз вернуться к этому вопросу. Потому что мы аккуратно интегрируем реестр в наши платежные сервисы, и наступит день, когда мы автоматизированную информационную систему казначейства (АИС ФК) отключим вообще. Ориентировочно с третьего квартала текущего года мы перейдем на использование исключительно нормативно-справочной информации, содержащейся в соответствующей подсистеме „Электронного бюджета“», — предупредил Прокофьев. Помимо этого, до конца года должна быть запущена в промышленную эксплуатацию подсистема «Электронного бюджета» «Управление расходами» и переведены на целевую модель финансирования все федеральные ГРБС. Сейчас в рамках эксперимента на подсистему переведены три из них — Минпромторг, Минкультуры и Росавтодор.

В ближайшее время казначейство должно запустить подсистему «Учет и отчетность». Став контрольным органом, служба перестроила систему приемки отчетности — теперь она принимается не только в электронном виде, но и комиссионно. Созданная комиссия еще на этапе приемки отчетности выискивает по тем или иным ведомствам информацию, которую можно отнести к рискоемкой, и точечно формирует планы будущих проверок. Федеральные ГРБС уже прошли этот путь. Со следующего года сдача отчетов через такие балансовые комиссии будет распространена и на субъекты РФ.

Также в текущем году будет проведен эксперимент по внедрению в бюджетную систему нового платежного инструмента — казначейского аккредитива. Это аналог безотзывного депонируемого аккредитива. Начнется и эксперимент по расширенному казначейскому сопровождению. Отличие его от простого сопровождения — в добавлении функций и полномочий, полученных службой от упраздненного Росфиннадзора. Будет введен порядок, который даст казначейству пять рабочих дней от момента представления документов на оплату до момента проведения кассового расхода. При расширенном казначейском сопровождении на место будет выходить группа проверки для проведения контрольных промеров, заполнения комиссионных формуляров. Она будет производить выборочную или полную инвентаризацию имущества, которое поставляется по документам, и только на основании этого принимать решение — платить или не платить. «Мы хотим по максимуму переместить контроль с последующего на предварительный», — резюмировал Прокофьев. Со временем этот инструмент полностью заменит простое казначейское сопровождение.

В текущем году начнет внедряться казначейский мониторинг. Это расширенное казначейское сопровождение плюс передача данных обо всех транзакциях в режиме реального времени в Росфинмониторинг.

Что касается краткосрочных бюджетных кредитов, то ранее казначейство добилось увеличения лимитов на этот вид операции до 150 миллиардов рублей, а теперь в Минфин России направлен запрос об увеличении лимитов до 200 миллиардов. Также казначейство предлагает увеличить — до трех от одного субъекта РФ — количество муниципалитетов, которые смогут пользоваться этим инструментом. Однако при условии, что рекомендовать их будет финансовый орган региона.

Межбюджетные отношения

За прошедший год многим субъектам РФ удалось добиться неплохих финансовых результатов. Так, Ульяновская область не только заняла первую позицию среди регионов ПФО по росту доходов, но и сократила дефицит консолидированного бюджета региона на 6,27 миллиарда рублей (по итогам 2016 года госдолг области составил 23,7 миллиарда рублей), а также значительно снизила долговую нагрузку (с 78 до 63%). При этом соотношение объема банковских кредитов к собственным доходам областного бюджета также снизилось с 56 до 46%.

«Однако даже имея такие позитивные результаты, регион сталкивается с неоднозначными вопросами», — отметила министр финансов Ульяновской области Е. В. Буцкая. Так, одним из существенных условий предоставления бюджетного кредита является обеспечение на 1 января 2018–2022 годов неувеличения показателя долговой нагрузки по сравнению с 1 января 2017 года. Однако, как указано выше, по итогам исполнения областного бюджета за 2016 год этот показатель составил 63%. Необходимо отметить, что при заключении соглашений с Минфином России о предоставлении региону бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета в 2016 году этот же прогнозный показатель на 2016 год составлял 76%, на 2017 год — 75%.

Сформированный и утвержденный в ноябре прошлого года областной бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предусматривает выполнение условий заключенных ранее соглашений, то есть он был утвержден до принятия новых Правил предоставления бюджетных кредитов на 2017 год. «Исходя из условий Правил, для заключения аналогичного соглашения в 2017 году необходимо обеспечить размер показателя не более 63 процентов и, как следствие, увеличить объем доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017 год на 6,2 миллиарда рублей (к первоначальному плану), что заведомо является невыполнимой задачей», — озвучила проблему министр финансов.

При этом в соответствии с Перечнем обязательств региона, подлежащих включению в соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2016 года № 1506, рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ учитывается в сопоставимых условиях (в рамках налогового и бюджетного законодательства, вступившего в силу в 2017 году). «Если применить условие сопоставимости налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, то в 2017 году для выполнения Правил будет необходимо увеличить собственные доходы областного бюджета на 1,75 миллиарда рублей (к первоначальному плану), что представляется вполне выполнимой задачей, — констатировала Буцкая. — Таким образом, считаем целесообразным внести изменения в Правила предоставления бюджетных кредитов регионам на 2017 год в части применения принципа сопоставимости условий при расчете обязательств, принимаемых на себя субъектами РФ».

Буцкая не оставила без внимания и проблемы, вызванные изменениями в предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ с 2017 года. Весь объем софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов МСУ, возложен на бюджет субъекта РФ. Дополнительная нагрузка на бюджет Ульяновской области в 2017 году исчисляется почти 300 миллионами рублей. И если в ходе верстки бюджетов на 2018 год возможны корректировки БК РФ, которые снимут эту проблему, то что делать субъектам в текущем году? Область предлагает внести изменения в статью 142 БК РФ в части введения порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из местных бюджетов в бюджет субъекта РФ. Также регион выступил с инициативой при заключении соглашений на строительство, реконструкцию и ремонт объектов государственной и муниципальной собственности учитывать проектные сроки как выполнения работ, так и прохождения конкурсных процедур и при необходимости заключать такие соглашения на два года.

Также с докладами на общем собрании СФР выступили представители компаний БФТ, «Центр фискальной политики», «САПФИР», АО «СМП-Банк».

Лучшие молодые финансисты

По традиции на общем отчетно-выборном собрании награждали победителей Четвертого Всероссийского конкурса Союза финансистов России «Финансовый старт» на звание «Лучший в профессии» в номинации «Лучший молодой финансист» в 2016 году. Количество участников конкурса год от года растет — на последний было представлено 33 работы из разных регионов и городов России. Дипломом победителя награжден Р. А. Шаматов, главный специалист-эксперт отдела межбюджетных отношений с местными бюджетами управления бюджетной политики Минфина Республики Башкортостан.

Второе место поделили между собой А. В. Жужина, советник отдела экономического анализа и обеспечения открытости бюджета Управления экономического анализа и долгосрочного бюджетного прогнозирования Департамента финансов города Москвы, и А. А. Мишхожева, главный специалист-эксперт отдела бюджетной политики и стратегического планирования Минфина Кабардино-Балкарской Республики.

015.png

Третье место заняли Д. З. Хисамутдинова, консультант отдела по вопросам резервов роста доходов и взаимодействия с федеральными структурами департамента по вопросам налоговой политики, доходов бюджета и государственного долга Минфина Ульяновской области, О. В. Айтова, консультант финансового отдела муниципального образования Оршанский муниципальный район, и Т. И. Юртайкина, главный специалист отдела сводного планирования и анализа муниципальных финансов Комитета по финансам, налоговой и кредитной политики города Барнаула. Дипломы победителям в торжественной обстановке вручала Н. С. Максимова, заместитель председателя комитета Государственной думы по бюджету и налогам, вновь избранная на три последующих года председателем Совета СФР. Статьи на основе докладов победителей конкурса будут опубликованы в журнале «Бюджет».

С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно