25 апреля 2024 года
Регистрация
Экономика № 5 Май 2017 — 21 апреля 2017

ИНСТРУМЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Версия для печати 1862 Материалы по теме

Общий объем инвестиций по проектам, которые в России реализуют в рамках государственно-частного партнерства, продолжает расти. На начало текущего года показатель составил почти 1,5 триллиона рублей. С коммерческого закрытия первых проектов уже прошло несколько лет. Однако отрасль сталкивается с рядом барьеров, а условия для развития ГЧП от региона к региону различаются.

Проблемы и перспективы рынка обсудили на российской неделе ГЧП, которая состоялась в Москве. Как заявил в ходе мероприятия замглавы Минстроя России А. В. Чибис, важным результатом реализации ГЧП-проектов стало повышение качества услуг в инфраструктурных отраслях, в первую очередь в ЖКХ. А без системы жизнеобеспечения невозможна жизнь современного человека. Так, концессии в ЖКХ позволили снизить аварийность объектов на 47%. Он напомнил, что благодаря развитию инструмента концессии в 2015 году, очень тяжелом для российской экономики, рост инвестиций в ЖКХ продолжался.

Однако остается значительное число препятствий для развития отрасли. Одно из них, как заявил президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов С. Ю. Беляков, заключается в повышенном внимании к ГЧП контролирующих органов. Так, эффективность проектов ГЧП для конечного потребителя оценивают Народный фронт, антимонопольная служба, Счетная палата РФ, Генеральная прокуратура. При этом проекты оцениваются на всех этапах: от создания инфраструктуры до оказания услуг населению.

В результате степень участия частных инвесторов в государственно-частном партнерстве меньше, чем могла бы быть. Это касается и таких институциональных инвесторов, как пенсионные фонды. То есть складывается странная ситуация, так как есть и интерес со стороны инвесторов, и проекты, и интерес со стороны органов власти. Однако, кроме чрезмерного влияния контрольных органов, существует и еще одно препятствие — качество подготовки проектов. Потому в ряде случаев или публичная, или частная сторона тратит значительные средства на подготовку проектов. Например, бывают плохо просчитаны их высокорисковые финансовые модели. В итоге систематически финансируются не проекты, а подготовка к ним.

Разница в результатах

На региональном уровне активно включились в реализацию проектов государственно-частного партнерства. На данный момент региональные проекты ГЧП в работе в 53 субъектах страны; в прошлом году число таких регионов было 42, рост за год составил 26,2%. Вообще не реализуются проекты государственно-частного партнерства в семи регионах. В прошлом году таких субъектов было почти в два раза больше — 13. Объем частных инвестиций по региональным (без муниципальных, федеральных) проектам оценивается в 1,34 триллиона рублей. В муниципалитетах реализуют около двух тысяч проектов на общую сумму 144 миллиарда рублей.

Активность регионов в данной сфере оценивается в соответствующем рейтинге, который разрабатывается Центром развития ГЧП (с ним можно ознакомиться на с. 90). При составлении рейтинга учитываются три основные группы показателей: институциональная среда, нормативно-правовая база и реализация проектов.

В 2016 году регионы проделали значительную работу для развития институтов, поддерживающих сферу ГЧП. Так, на начало года созданы уполномоченные органы в этой сфере в 80 субъектах страны (рост за год в 3,1 раза). Увеличилось число органов, уполномоченных в сфере проведения торгов по ГЧП-контрактам (сейчас их 23). В 75 субъектах действует специализированный информационный ресурс, в 56 — опубликован перечень проектов. Региональные и муниципальные проекты ГЧП сопровождают 49 институтов развития.

За прошлый год 81 субъект «почистил» правовую базу в сфере ГЧП от норм, противоречащих федеральному законодательству. При этом в стране действуют 26 НПА, регулирующих порядок межведомственного взаимодействия, контроля и реализации проектов ГЧП.

089.png

К тому же лидеры по трем группам показателей сильно различаются. Если по развитию институтов среди лучших Ленинградская, Воронежская и Нижегородская области, то по нормативно-правовой базе в первой тройке оказались Москва, Башкирия и Ульяновская область. По реализации проектов лидируют Москва, Московская и Самарская области.

Что делать регионам

В Центре развития ГЧП выделяют следующие приоритеты в плане развития данной сферы в субъектах России в 2017–2018 годах: это установление единых правил межведомственного взаимодействия органов власти на каждом из этапов жизненного цикла проекта (инициирование, рассмотрение, принятие решения, реализация), определение в отраслевых органах власти структурных подразделений, к полномочиям которых относятся вопросы ГЧП, формирование «проектных офисов», ответственных за проработку и сопровождение соответствующих проектов.

Кроме того, в центре призывают к реализации комплексных программ отбора и поддержки региональных и муниципальных ГЧП-проектов, внедрению института единого органа, ответственного за подготовку и проведение конкурсного отбора частного партнера (концессионера), осуществление посредством ГАС «Управление» постоянного мониторинга реализации ГЧП-проектов.

Также эксперты центра считают необходимым организацию комплексной системы оперативного управления региональным портфелем соглашений, находящихся на стадии реализации, формирование на базе перечней объектов, в отношении которых планируется заключение соглашений о ГЧП и концессионных соглашений, полноценных «инфраструктурных планов» регионов.

Чибис призвал регионы к активному применению недавно презентованного Минстроем РФ совместно с Агентством стратегических инициатив так называемого магазина верных решений. Этот магазин представляет собой набор алгоритмов решений, которые можно внедрить в любом регионе. Там содержатся и алгоритмы для концессий — и крупных, и небольших.

Как было сказано на той же пленарной дискуссии на неделе ГЧП, более 60% инфраструктуры в России нуждается в обновлении. Речь идет и о школах, и о больницах, и о портах, и о дорогах; при этом обновление инфраструктуры имеет не только прямые, но как минимум два косвенных эффекта. Во-первых, это повышение качества жизни населения: чистая вода, хорошие дороги, быстрые путешествия из одного города в другой. Во-вторых, на каждый вложенный в инфраструктуру рубль за счет налогов в казну государства возвращается от 6 до 10 рублей.

К. В. ОВЧАРУК

Куда вкладывают инвесторы в рамках ГЧП?

Большая часть частных инвестиций в проекты ГЧП приходится на транспортную инфраструктуру. По состоянию на 2017 год в эту сферу инвестировано 715 миллиардов рублей. На ЖКХ и энергетику приходится 381 миллиард, на социальную инфраструктуру — 190 миллиардов. Другие сферы получили чуть менее 80 миллиардов рублей.

При этом если смотреть по числу региональных инициатив, то лидирует коммунально-энергетическая инфраструктура: на нее приходится 334 проекта. На социальную — 86 проектов, на транспортную — 131 проект.

Посмотрите на соседей

Среди стран СНГ Россия является самой развитой в плане внедрения механизма государственно-частного партнерства. Так, в стране реализуют около двух тысяч проектов ГЧП против 102 проектов в Казахстане, 64 — в Белоруссии, 10 — в Киргизии и 8 — в Армении. Специальные инструменты предпроектного финансирования есть только в России, Казахстане и Киргизии. В РФ эта функция возложена на Федеральный центр проектного финансирования.

При этом эксперты отмечают высокое качество подготовки законодательной базы в сфере ГЧП в Казахстане при полном отсутствии реализованных проектов.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно