Версия для печати 2199 Материалы по теме
Финансирование гражданской науки: механизмы

В майском номере журнала "Бюджет" опубликована статья Анатолия Васильевича Тодосийчука, доктора экономических наук, профессора, главного советника аппарата комитета Государственной думы по образованию и науке "Механизмы финансирования науки и образования требуют усовершенствования". Мы размещаем часть материала, посвященную финансированию гражданской науки.

Основные характеристики федерального бюджета на 2017–2019 годы утверждены Законом от 19 декабря 2016 года № 415‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (далее — Закон № 415‑ФЗ).

В России основным источником финансирования науки (более 70%) является федеральный бюджет, расходы которого на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2017 году запланированы в объеме 348,3 миллиарда рублей, в 2018 году — 339,2 миллиарда рублей, в 2019 году — 324,4 миллиарда рублей. В процентах от ВВП расходы на гражданскую науку составят: в 2017 году — 0,4%, в 2018 году — 0,37%, в 2019 году — 0,33%. Налицо тенденция сокращения бюджетных ассигнований на гражданскую науку как в стоимостном, так и относительном — в процентах от ВВП — выражениях.

Напомним, что в 2015 году объем бюджетных ассигнований на гражданскую науку из федерального бюджета, по данным Росстата, составил 439,4 миллиарда рублей, то есть был значительно больше, чем планируется выделить в 2017–2019 годах даже без учета инфляции.

На осуществление фундаментальных научных исследований в текущем году из федерального бюджета планируется направить 117,5 миллиарда рублей, в 2018 году — 124,2 миллиарда рублей, в 2019 году — 129 миллиардов рублей.

На финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики в 2017 году в бюджете страны преду­смотрено 171,4 миллиарда рублей, в 2018 году — 159 миллиардов рублей, в 2019 году — 143,6 миллиарда рублей.

Очевидно, что при такой структуре бюджетного финансирования научных исследований на фоне индифферентности предпринимательского сектора к науке трудно обеспечить целостность научно-исследовательского цикла, технологическое единство научной и научно-технической деятельности.

Базовым инструментом реализации целей государственной политики в научно-технической сфере является государственная программа «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 301). Расходы федерального бюджета в 2016–2019 годах на реализацию данной госпрограммы представлены в таблице 1.

На первый взгляд результаты анализа указанной динамики позволяют сделать вывод о наличии тенденции роста бюджетных расходов на реализацию программы в 2017–2019 годах в номинальном выражении по сравнению с 2016 годом. Однако следует отметить, что ранее в соответствии с Законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 года № 384‑ФЗ (далее — Закон № 384‑ФЗ) на реализацию программы в 2016 году планировалось выделить 182,7 миллиарда рублей. Кроме того, предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы ниже паспортных значений на 19,2% в 2017 году, на 23,8% — в 2018 году, на 27,1% — в 2019 году.

Рядом нормативных актов президента и правительства страны установлены нормативы финансирования науки. В частности, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 года № 1662-р) предусмотрено, что удельный вес расходов бюджетной системы в процентах от ВВП на фундаментальные исследования и содействие научно-технологическому прогрессу должен быть не менее 0,7% от ВВП.

Следует также отметить, что майским указом Президента РФ правительству было поручено к 2015 году обеспечить увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% от ВВП и удельного веса России в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE, до 2,44%. По предварительным оценкам, внутренние затраты на исследования и разработки в 2015 году составили 1,1% от ВВП, а удельный вес России в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE, — 2,28%.

Очевидно, что сокращение финансирования науки при сохранении действующей системы управления научно-техническим развитием неизбежно повлечет за собой снижение результативности научной, научно-технической и инновационной деятельности. Это в свою очередь не позволит создать условия для устойчивого экономического роста в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.


Поделиться