25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1770 Материалы по теме
В условиях кризиса лидеры западных стран вынуждены были обратиться за поддержкой к крупнейшим развивающимся экономикам, которые все больше превращались в нетто-кредиторов
Страны БРИКС: перспективы для сотрудничества

Сергей Вячеславович КАРАТАЕВ, заместитель руководителя центра — начальник сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований РИСИ

Николай Николаевич ТРОШИН, начальник группы исследования мировых финансов Центра экономических исследований РИСИ

Это анонс материала, опубликованного в июньском номере журнала "Бюджет". Полная версия доступна подписчикам издания.

Несмотря на столь значительное увеличение экономического веса развивающихся стран, вплоть до начала кризиса они были фактически отстранены от процессов глобального управления. Доминирующее положение во всех международных финансовых организациях сохраняли за собой США и другие развитые государства, что позволяло им жестко контролировать мировую финансовую систему, а через нее и мировую экономику в целом.

В условиях кризиса лидеры западных стран вынуждены были обратиться за поддержкой к крупнейшим развивающимся экономикам, которые все больше превращались в нетто-кредиторов. Данный шаг стран «Группы семи», признаваемой до этого главной площадкой для обсуждения проблем развития мировой экономики, был незамедлительно использован Бразилией, Россией, Индией и Китаем (к которым позднее присоединилась Южноафриканская Республика).

Консолидировав свои позиции в рамках БРИКС, они смогли потребовать большего участия в системе глобального управления. Так, если Запад в первую очередь настаивал на выделении ресурсов, необходимых для борьбы с кризисом и его последствиями, то приоритетами стран БРИКС стали изменения, связанные с повышением роли развивающихся стран в международных институтах, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке.

Улучшение экономической ситуации незамедлительно сказалось на позиции развитых государств, в частности их готовности (а точнее, неготовности) идти на уступки в отношении развивающихся стран и принять их возросшую роль в мировой экономике. 

Темпы «антикризисных» реформ глобальной финансовой архитектуры под эгидой «Группы двадцати» существенным образом замедлились, а по отдельным направлениям их реализация полностью приостановилась. В этих условиях произошло кардинальное изменение приоритетов деятельности БРИКС, и на первый план вышло непосредственное взаимодействие стран — участниц объединения. Уже в 2012 году в декларации, принятой по итогам саммита «пятерки» в Нью-Дели (Индия), были указаны конкретные направления сотрудничества наших стран.

Пять лет, прошедшие с делийской встречи лидеров наших стран, предоставляют достаточное число примеров, свидетельствующих об успешности данного формата взаимодействия, причем они касаются как субъективных, так и объективных факторов. 

В первом случае следует говорить о все большем внешнем и внутреннем восприятии стран «пятерки» как единой группы. Сегодня, пожалуй, ни один экономический обзор таких авторитетных организаций, как МВФ и Всемирный банк (World Economic Outlook, Global Economic Prospects и так далее), не обходится без упоминания объединения БРИКС, а на международном уровне все чаще выражается единая согласованная позиция наших государств.

Очевидным успехом следует назвать создание Нового банка развития и Пула условных валютных резервов, которые за прошедшие два неполных года смогли найти свою нишу в мировой финансовой системе. Наблюдается прогресс в развитии торгово-инвестиционных связей, научно-технического сотрудничества, реализуются совместные проекты в образовании и других сферах. При этом все участники БРИКС к 2017 году преодолели негативные тенденции в экономике, что позволяет с оптимизмом оценивать потенциал дальнейшего сотрудничества.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно