Версия для печати 822 Материалы по теме
Вид на Вологду
Построение регионального электронного бюджета: опыт Вологодской области

В ходе Межрегионального совещания «Региональный электронный бюджет. Подсистема „Учет и отчетность“» заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов В. Н. Артамонова рассказала об опыте построения регионального электронного бюджета и перспективных направлениях по повышению эффективности бюджетных расходов.

Полный репортаж с мероприятия опубликован в журнале "Бюджет" и доступен для подписчиков издания.

Кризис 2008–2009 годов обрушил доходную базу консолидированного бюджета области. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов правительством региона была принята программа антикризисного управления, проведены масштабные мероприятия по укреплению доходной базы бюджета, реструктуризации долговых обязательств и повышению эффективности бюджетных расходов. В период с 2012 по 2016 год объем оптимизированных расходов составил более 17 миллиардов рублей. 

В период с 2012 по 2014 год осуществлена передача функций органов власти по материально-техническому, автотранспортному обеспечению и функций в сфере информационных технологий в учреждения. Это позволило сократить более 816 штатных единиц государственных гражданских служащих, а также уменьшить расходы областного бюджета на 0,5 миллиарда рублей. В настоящее время в области продолжается передача функций по предоставлению государственных услуг в многофункциональные центры и подведомственные учреждения, а также реализуется проект по совершенствованию управленческих процессов с использованием передовых методов оценки.

Масштабным является реализуемый с 2015 года проект по централизации бухгалтерского учета в органах власти и государственных учреждениях области. Артамонова отметила, что основной его целью является повышение качества ведения бухгалтерского учета и составления отчетности за счет повышения уровня открытости и прозрачности финансово-хозяйственной деятельности учреждений, унификации документооборота, первичных документов и учетной политики учреждений.

Органам власти и учреждениям предоставляется возможность использовать во всех сферах деятельности электронный юридически значимый документооборот, проводится полная автоматизация работы кадровых и контрактных служб, материального учета. В организации труда специалистов исключаются дублирующие функции. Это в значительной степени повышает производительность труда бухгалтеров. Учреждения и органы власти в режиме онлайн владеют всей необходимой для выполнения своего функционала информацией. Доступ к данным системы строго разграничен по компетенции. Электронный документооборот в единой централизованной информационной системе позволяет контролировать исполнение распорядительных документов, оперативно создавать и обрабатывать документы, автоматически формировать отчеты. Созданная информационная система учета, интегрированная с информационными системами отчетности, планирования и исполнения бюджета, является частью создаваемого регионального электронного бюджета Вологодской области.

В регионе на 1 января текущего года 30 органов власти и 37 казенных учреждений передали функции бухгалтерского учета и отчетности. Площадкой для централизации учета стало подведомственное учреждение Департамента финансов области — государственное казенное учреждение «Областное казначейство», осуществляющее учет операций по исполнению областного бюджета. Для выполнения новых полномочий в структуре учреждения создано специализированное подразделение — центр бухгалтерского учета, которое имеет в своем составе три отдела: отдел учета расчетов, отдел учета оплаты труда и отдел бухгалтерской отчетности. «Считаю, что это стратегически правильный выбор. Организация центра учета на базе областного казначейства позволила сократить время и расходы областного бюджета на решение вопросов организационного характера, усовершенствовать систему платежей, сократить сроки проведения операций», — отметила заместитель губернатора.

В настоящее время в регионе реализуется второй этап проекта — централизация функций бюджетных и автономных учреждений. В силу различной специфики централизация функций осуществляется на базе четырех ведомственных центров бухгалтерского учета в ведущих отраслях: образовании, здравоохранении, культуре и социальной защите населения. «По нашей оценке, отложенный бюджетный эффект от реализации проекта по централизации учетных функций составит более 300 миллионов рублей», — подвела итог Артамонова.

Опытом по организации электронного документооборота при централизации бюджетного (бухгалтерского) учета органов власти и государственных учреждений региона поделилась начальник управления бюджетного учета и отчетности, главный бухгалтер Департамента финансов Вологодской области М. А. Козлова. Она рассказала, что в основе проекта по централизации учетных функций лежит автоматизация всех направлений финансово-хозяйственной деятельности органов власти и учреждений. Первичные учетные документы, отражающие факты хозяйственной жизни, формируются в виде электронных документов, что позволяет переводить в автоматизированный режим все операции по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.


Поделиться