25 апреля 2024 года
Регистрация
Финансы — 22 июня 2017

Дорожные карты для оптимизации расходов: региональный опыт

Версия для печати 3198 Материалы по теме
Дорожные карты для оптимизации расходов: региональный опыт

В июньском номере журнала "Бюджет" опубликована статья Риды Тагировны СУБХАНКУЛОВОЙ, министра финансов Республики Башкортостан. В статье рассказывается о подходах к обеспечению сбалансированности бюджета.

Мы размещаем часть материала. Полностью статья доступна подписчикам журнала.

Сокращение темпов роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Республики Башкортостан в 2013–2014 годах послужило индикатором для принятия стратегических решений, направленных на обеспечение сбалансированности регионального бюджета, повышение эффективности его расходов. В 2014 году в республике был выработан новый формат реализации мер по управлению государственными финансами и ресурсами. Под общим методическим руководством Министерства финансов Республики Башкортостан была организована разработка планов мероприятий по оптимизации бюджетных расходов, увеличению собственных доходов за счет имеющихся резервов, направленных на повышение качества планирования и исполнения бюджетов (далее — дорожные карты).

Основная идея дорожных карт — задействовать безусловный внутренний ресурс, оптимизировать бюджетные расходы, сократив неадекватно завышенные затраты и перераспределив освободившиеся средства на приоритетные направления.

При организации данной работы Министерством финансов была сформирована типовая форма дорожной карты, в которой сгруппированы основные мероприятия к обязательному включению, доведены рекомендации по их формированию.

Работа по их составлению была четко регламентирована, процедура согласования и рассмотрения включала в себя четыре этапа — отработка на уровне Минфина, предварительная защита, рассмотрение отраслевыми министерствами и согласование правительственной комиссией (рисунок 1). Поэтапность согласований потребовалась прежде всего ввиду непростого процесса определения резервов сокращения расходов и оптимизации деятельности региональных органов власти. В результате проведенной работы в 2014 году разработаны 24 дорожные карты основных отраслевых органов исполнительной власти республики.

По поручению главы республики Рустэма Закиевича Хамитова в конце 2014 года организована разработка аналогичных дорожных карт муниципальных образований. Были утверждены дорожные карты всех 63 муниципальных образований (в республике 54 муниципальных района и 9 городских округов), что явилось важным компонентом их антикризисной активности.

В ходе работы собран очень большой объем информации по каждому населенному пункту, по каждому учреждению: объемы финансирования, уровень заработной платы, виды и стоимость оказываемых муниципальных услуг, особенности их предоставления (муниципальными учреждениями или частными, необходимость организации подвоза учащихся и т. д.), объемы, виды, стоимость используемого имущества и земли, их соответствие нормам, формат осуществления непрофильных функций, бухгалтерского обслуживания. Также анализировалось предоставление социальных выплат, эффективность расходов на СМИ, физкультуру и спорт, эффективность поддержки ГУПов (МУПов), предоставление преференций юридическим лицам.

Мероприятия дорожной карты разбиты на два крупных блока: первый — это повышение доходного потенциала и развитие предпринимательства и второй — оптимизация расходной части бюджета.

Мероприятия по повышению доходной части бюджета укрупненно можно объединить в шесть основных направлений: принятие мер по расширению налоговой базы, работа с крупными предприятиями, урегулирование задолженности в бюджет, развитие предпринимательства, совершенствование нормативной базы, оптимизация налоговых ставок и льгот.

Непосредственные мероприятия этого раздела:

  • организация мониторинга поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан;
  • принятие мер по расширению налогооблагаемой базы за счет развития производства и создания новых рабочих мест, в том числе в результате реализации инвестиционных проектов;
  • организация системы мониторинга расчетов с бюджетом крупнейших налогоплательщиков и взаимодействия с ними по увеличению поступлений в бюджет;
  • активизация работы комиссий по легализации объектов налогообложения;
  • осуществление мероприятий по погашению дебиторской задолженности в бюджет;
  • проведение оценки эффективности налоговых льгот и ставок налогов;
  • принятие мер по развитию малого предпринимательства;
  • принятие мер по увеличению неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан;
  • совершенствование нормативных актов органов государственной власти (местного самоуправления) по налогам и сборам;
  • проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению, содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами;
  • выявление используемых не по целевому назначению (неиспользуемых) земель сельскохозяйственного назначения для применения к ним повышенной ставки налога;
  • введение мониторинга эффективности администрирования неналоговых доходов;
  • изучение возможности введения самообложения на территории муниципальных образований.

Оптимизационные меры расходной части бюджета сгруппированы по следующим направлениям:

  • оптимизация органов государственной власти (местного самоуправления);
  • выполнение функций, работ, оказание государственных (муниципальных) услуг;
  • управление подведомственной сетью;
  • повышение эффективности труда;
  • развитие инфраструктуры, управление имуществом;
  • организация и повышение эффективности работы ГУПов (МУПов);
  • социальные обязательства;
  • повышение эффективности государственных (муниципальных) закупок;
  • повышение эффективности формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов;
  • иные предложения.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно