В июньском номере журнала "Бюджет" опубликована статья Риды Тагировны СУБХАНКУЛОВОЙ, министра финансов Республики Башкортостан. В статье рассказывается о подходах к обеспечению сбалансированности бюджета.
Мы размещаем часть материала. Полностью статья доступна подписчикам журнала.
Сокращение темпов роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Республики Башкортостан в
Основная идея дорожных карт — задействовать безусловный внутренний ресурс, оптимизировать бюджетные расходы, сократив неадекватно завышенные затраты и перераспределив освободившиеся средства на приоритетные направления.
При организации данной работы Министерством финансов была сформирована типовая форма дорожной карты, в которой сгруппированы основные мероприятия к обязательному включению, доведены рекомендации по их формированию.
Работа по их составлению была четко регламентирована, процедура согласования и рассмотрения включала в себя четыре этапа — отработка на уровне Минфина, предварительная защита, рассмотрение отраслевыми министерствами и согласование правительственной комиссией (рисунок 1). Поэтапность согласований потребовалась прежде всего ввиду непростого процесса определения резервов сокращения расходов и оптимизации деятельности региональных органов власти. В результате проведенной работы в 2014 году разработаны 24 дорожные карты основных отраслевых органов исполнительной власти республики.
По поручению главы республики Рустэма Закиевича Хамитова в конце 2014 года организована разработка аналогичных дорожных карт муниципальных образований. Были утверждены дорожные карты всех 63 муниципальных образований (в республике 54 муниципальных района и 9 городских округов), что явилось важным компонентом их антикризисной активности.
В ходе работы собран очень большой объем информации по каждому населенному пункту, по каждому учреждению: объемы финансирования, уровень заработной платы, виды и стоимость оказываемых муниципальных услуг, особенности их предоставления (муниципальными учреждениями или частными, необходимость организации подвоза учащихся и т. д.), объемы, виды, стоимость используемого имущества и земли, их соответствие нормам, формат осуществления непрофильных функций, бухгалтерского обслуживания. Также анализировалось предоставление социальных выплат, эффективность расходов на СМИ, физкультуру и спорт, эффективность поддержки ГУПов (МУПов), предоставление преференций юридическим лицам.
Мероприятия дорожной карты разбиты на два крупных блока: первый — это повышение доходного потенциала и развитие предпринимательства и второй — оптимизация расходной части бюджета.
Мероприятия по повышению доходной части бюджета укрупненно можно объединить в шесть основных направлений: принятие мер по расширению налоговой базы, работа с крупными предприятиями, урегулирование задолженности в бюджет, развитие предпринимательства, совершенствование нормативной базы, оптимизация налоговых ставок и льгот.
Непосредственные мероприятия этого раздела:
- организация мониторинга поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан;
- принятие мер по расширению налогооблагаемой базы за счет развития производства и создания новых рабочих мест, в том числе в результате реализации инвестиционных проектов;
- организация системы мониторинга расчетов с бюджетом крупнейших налогоплательщиков и взаимодействия с ними по увеличению поступлений в бюджет;
- активизация работы комиссий по легализации объектов налогообложения;
- осуществление мероприятий по погашению дебиторской задолженности в бюджет;
- проведение оценки эффективности налоговых льгот и ставок налогов;
- принятие мер по развитию малого предпринимательства;
- принятие мер по увеличению неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан;
- совершенствование нормативных актов органов государственной власти (местного самоуправления) по налогам и сборам;
- проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению, содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами;
- выявление используемых не по целевому назначению (неиспользуемых) земель сельскохозяйственного назначения для применения к ним повышенной ставки налога;
- введение мониторинга эффективности администрирования неналоговых доходов;
- изучение возможности введения самообложения на территории муниципальных образований.
Оптимизационные меры расходной части бюджета сгруппированы по следующим направлениям:
- оптимизация органов государственной власти (местного самоуправления);
- выполнение функций, работ, оказание государственных (муниципальных) услуг;
- управление подведомственной сетью;
- повышение эффективности труда;
- развитие инфраструктуры, управление имуществом;
- организация и повышение эффективности работы ГУПов (МУПов);
- социальные обязательства;
- повышение эффективности государственных (муниципальных) закупок;
- повышение эффективности формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов;
- иные предложения.