25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3348 Материалы по теме

По результатам анализа экономической ситуации Федеральная антимонопольная служба России ежегодно оценивает состояние конкуренции в стране. Доклад о результатах оценки направляется в Правительство РФ. В очередном докладе ФАС отразила основные проблемы и перспективы развития товарных рынков по итогам 2016 года. Предлагаем вашему вниманию интересные выдержки из доклада.

В2016 году оценка состояния конкуренции свидетельствует о сохранении в целом негативных явлений, имевших место в 2015 году, а также увеличении опасности ряда экономических угроз, таких, например, как картелизация экономики.

Государственная монополия

В докладе о состоянии конкуренции в РФ за 2015 год ФАС России обратила внимание на то, что в развитии экономики страны проявляются государственно-монополистические тенденции, характеризующиеся увеличением доли государства в экономике. Сращивание монополий с государством и прямое огосударствление производства являются неотъемлемыми свойствами государственно-монополистического капитализма. По мере усиления общественного характера производительных сил государство берет на себя все больший объем организационно-хозяйственных функций, вмешивается в процесс воспроизводства на макроэкономическом уровне, пытаясь в краткосрочной и долгосрочной перспективе регулировать всю хозяйственную систему страны в целом.

Оценки 2015 года свидетельствовали о значительном вкладе государства и компаний с госучастием в ВВП Российской Федерации. Перед кризисом 1998 года доля государства в экономике страны оценивалась примерно в 25%, в 2008 году — уже в 40–45%, к 2013 году она превысила 50%. Сегодня, по многим экспертным оценкам, она может превышать уже 60–70%.

При определении доли присутствия и участия государства в экономике нередко используется сочетание показателей, характеризующих: соотношение прибыли компаний с госучастием и общего объема ВВП; объем инвестиций в основной капитал из бюджетных средств; долю хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, по отношению к общему количеству хозяйствующих субъектов; процессы приватизации государственного и муниципального имущества и т. д. В 2016 году объем инвестиций в основной капитал из бюджетных средств составил 9,1% (16 миллионов рублей из общего объема инвестиций в РФ в 2016 году (14,6 миллиарда рублей)).

Фактором, отрицательно влияющим на развитие конкуренции, продолжает оставаться значительная доля хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности. Среди таких компаний в том числе унитарные предприятия, а также общества, в которых государство владеет более 25% акций.

Несмотря на то что государство пытается выйти из участия в хозяйствующих субъектах, общее количество предприятий, относящихся к госсобственности РФ и субъектов РФ, на 1 января 2017 года составило 64,5 тысячи, что всего на 1,7% меньше по сравнению с прошлым годом (65,6).

В соответствии с данными Росстата количество акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, за год снизилось всего на 12,9%, до 1,4 тысячи (на 1 января 2016 года составляло 1,6 тысячи).

В то же время согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы, количество унитарных предприятий, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, на 1 января 2013 года составляло 11,3 тысячи предприятий, а на 1 января 2016 года — уже 23,3 тысячи. То есть за три года число предприятий увеличилось более чем в два раза. На 1 января 2017 года в ЕГРЮЛ содержатся сведения о 21 тысяче унитарных предприятий, что на 10% меньше, чем год назад. При этом в прошлом году было создано 632 новых унитарных предприятия. Таким образом, уменьшение количества данных предприятий оказалось несущественным и практически не повлияло на общую значительную долю хозяйствующих субъектов, относящихся к госсобственности.

По мнению ФАС России, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. Так, если проанализировать отраслевую составляющую статистических данных Росстата о сферах деятельности унитарных предприятий, то можно заметить, что многие из них функционируют в конкурентных сферах. Например, в сфере розничной торговли, ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования количество унитарных предприятий на начало прошлого года составляло 1,5 тысячи, на начало текущего — 1,3 тысячи. В сфере сделок с недвижимостью, арендой и предоставления услуг число унитарных предприятий на 1 января 2017 года — 4,7 тысячи.

Данная статистика демонстрирует, что ликвидация унитарных предприятий осуществляется, но крайне медленно. Причем нередко она проводится в форме реорганизации в иные формы организаций с госучастием, что может свидетельствовать лишь о трансформации доли государства в экономике в иные формы хозяйствования. К примеру, одновременно с несущественным сокращением числа унитарных предприятий наблюдается увеличение количества автономных учреждений. На федеральном уровне количество автономных учреждений в 2016 году (по сравнению с 2015 годом) увеличилось на 57,4%, на региональном уровне увеличение незначительно (0,7%), но тем не менее оно присутствует.

Главным фактором, приведшим к увеличению числа автономных учреждений, ФАС называет перевод с 1 января 2017 года государственных и муниципальных унитарных предприятий на процедуры размещения заказов для своих нужд по правилам, установленным Законом № 44-ФЗ, в то время как автономные учреждения не обязаны руководствоваться данным законом (за исключением отдельных случаев, прямо предусмотренных Законом № 44-ФЗ).

Приватизация замедлилась

В своем докладе ФАС также отмечает замедление процессов приватизации применительно к крупнейшим компаниям и отчетливое проявление в последнее десятилетие признаков асимметрии процессов огосударствления и приватизации. Это приводит к расширению госсектора на фоне приватизационных процессов, его проникновению в конкурентные сферы деятельности.

Согласно данным Росстата, в 2006 году было приватизировано 444 имущественных комплекса государственных и муниципальных унитарных предприятий, в 2010 году примерно в два раза меньше — 217, а в 2015 году приватизировано всего 107 имущественных комплексов. Таким образом, с 2010 года темпы приватизации сократились более чем в три раза.

Несмотря то что Федеральное агентство по управлению госимуществом указывает на ежегодное перевыполнение прогнозного плана по перечислению в федеральный бюджет доходов от продажи федерального имущества (в 2016 году план в 8,5 миллиарда рублей был перевыполнен на 16%) и на увеличение общего количества реализованных сделок, по мнению ФАС, данные положительные тенденции практически не повлияли на долю госучастия в экономике. А вот падение темпов приватизации, напротив, является показательным фактором.

Непрофильным активам — нет

Еще одной проблемой ФАС считает наличие у организаций с госучастием значительного количества непрофильных активов и медленные темпы их реализации. По данным Минэкономразвития России, в ноябре 2016 года 40 госкомпаний из 52, включенных в специальный перечень, утвержденный Правительством РФ, разработали программы отчуждения таких активов. В данные программы были внесены более 27,6 тысячи активов на 211,7 миллиарда рублей, продано же из них было только около 17 тысяч на 176 миллиардов рублей.

Помимо того что госкомпании и госкорпорации пользуются государственной поддержкой (например, в форме субсидирования процентной ставки на реализацию отдельных инвестиционных проектов, госгарантий по кредитам и облигациям, в виде отраслевых мер поддержки), отдельную опасность также представляет риск включения затрат на обслуживание непрофильных активов в тарифы регулируемых организаций.

В настоящее время ФАС России в рамках тарифного регулирования и контроля придерживается принципа недопущения включения в структуру утверждаемого тарифа на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий затрат, связанных с обслуживанием непрофильных активов (ресторанов, прачечных, спортивных команд, СМИ, медицинских учреждений и пр.). Однако решение данной проблемы осложняется тем, что затраты на непрофильные активы остались в отдельных тарифах, принятых еще до передачи функций по регулированию тарифов в ФАС России, а устаревшее по сути, но действующее сейчас тарифное законодательство предоставляет возможность на региональном уровне включать в структуру тарифа затраты на содержание непрофильных активов.

Государство и закупки

Относительно доли госучастия в сфере государственных закупок ФАС отметило следующее. По данным ЕИС в рейтинге топ-50 поставщиков за 2016 год по сумме всех заключенных контрактов, общая сумма контрактов крупнейших поставщиков для государственных и муниципальных нужд составляет более 1 триллиона рублей, или 15,7% от общей суммы закупок по размещенным извещениям за прошлый год (6,4 триллиона рублей). Из указанных 50 поставщиков 9 являются унитарными предприятиями, 15 хозяйствующих субъектов полностью находятся в госсобственности, еще в 10 из них доля госсобственности превышает 25%. Таким образом, около 70% поставщиков из 50 крупнейших являются организациями, в которых государство принимает участие в той или иной форме.

Картели — питательная среда для коррупции

В докладе ФАС отмечено, что ежегодно в РФ выявляется все большее количество антиконкурентных соглашений. В 2016 году было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 330 дел — о картелях, что на 18% больше, чем в 2015 году (282 дела). При этом более 80% дел по картелям — сговоры на торгах (298 дел), что почти на 30% больше, чем в 2015 году.

Антиконкурентные соглашения, включая наиболее опасный их вид — картели, распространены во всех секторах российской экономики, в том числе имеющих стратегическое значение (распределение и добыча водных биологических ресурсов, поставка медикаментов и продуктов питания). Специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных органов, организаций и должностных лиц, совершение госслужащими деяний, содержащих признаки преступлений (взятка, хищение, злоупотребление служебным положением) для сокрытия и (или) обеспечения заключения и исполнения антиконкурентных соглашений. Так, в 2016 году антимонопольными органами возбуждено 262 дела о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, что превышает показатели 2015 года на 15% (228 дел). Картели являются питательной средой для коррупции.

При этом, как подчеркивает ФАС, данные статистики не в полной мере отражают процессы, которые происходят в сфере картелизации экономики и госзакупок.

Картели с целью поддержания цен на торгах качественно изменились. Если до 2014 года в картелях на торгах, как правило, принимали участие не более десяти хозяйствующих субъектов и их деятельность обычно охватывала несколько закупочных процедур, то в 2015–2016 годах количество хозяйствующих субъектов, участвующих в одном картеле, исчисляется зачастую десятками, а количество торгов, охваченных деятельностью одного картеля, десятками и сотнями. Сами картели на торгах стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам: структурированность, устойчивость, распределение ролей.

Картели оказывают крайне негативное влияние не только на сектор госзакупок, но и на товарные рынки в масштабах отдельных субъектов РФ и страны в целом. Так, например, антиконкурентное соглашение на закупках по перевозке нефтепродуктов в Чукотском автономном округе стало одной из причин существенного роста цен на горюче-смазочные материалы по сравнению с другими сопоставимыми регионами.

На фармацевтических рынках сектор госзакупок составляет более 30%. Сегодня деятельность картелей для поддержания цен на торгах по государственным закупкам медикаментов и изделий медицинского назначения зафиксирована на территории 80 субъектов РФ, и это, несомненно, оказывает негативное влияние на состояние конкуренции и на региональных товарных рынках.

Ежегодный объем закупок в РФ для государственных нужд и нужд госкомпаний превышает 30 триллионов рублей. Притом что латентность картелей на торгах крайне высока и сопоставима с латентностью коррупционных преступлений. Совокупный ущерб от деятельности всех картелей (на товарных рынках, при проведении госзакупок и закупок госкомпаний, при торгах по отчуждению государственного имущества и прав и т. д.) может достигать до 1,5–2% ВВП.

Все чаще в картельных практиках на территории России участвуют иностранные компании, незаконно и нелегально вторгаясь в том числе и в стратегически важные отрасли экономики. Для достижения тайных антиконкурентных соглашений зачастую используются цифровые технологии.

В целом антиконкурентные соглашения угрожают экономической безопасности страны, наносят существенный вред бюджетам государства и компаний с госучастием, способствуют проявлению коррупции, подрывают основу рыночной экономики России, препятствуют реализации госпрограмм, развитию инфраструктуры страны, являются факторами, ведущими к социальной нестабильности.

77.png

Картели должны быть признаны одной из угроз экономической безопасности страны и включены в Стратегию экономической безопасности РФ. Необходимо модернизировать антикартельное законодательство: запрет на картели должен быть адаптирован к новым реалиям, в которых картели стали организованными группами и сообществами, и гармонизировать антимонопольные и уголовно-правовые запреты картелей. Нужно прививать в общественном сознании и в бизнес-культуре нетерпимость к картелям и иным антиконкурентым соглашениям.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно