Версия для печати 257 Материалы по теме
Ю. О. Вахняк
Как идет исполнение бюджета Федеральной таможенной службы?

Об исполнении бюджета ФТС России, о бюджетных процедурах и эффективности новаций внутреннего финансового контроля журналу «Бюджет» рассказал начальник Главного финансово-экономического управления Федеральной таможенной службы Юрий Орестович ВАХНЯК.

Полностью интервью опубликовано в июльском номере журнала "Бюджет". Мы размещаем часть интервью, касающуюся текущего бюджета ФТС.

— Юрий Орестович, расскажите, пожалуйста, о структуре бюджета Федеральной таможенной службы?

— Если говорить об основных направлениях расходования средств, то самая большая часть приходится на оплату труда — около 60 процентов всего нашего бюджета. Второе по значимости направление — это социальные выплаты, то есть выполнение наших публично-нормативных обязательств, расходы на них составляют около 10 процентов. Сюда же входят и расходы на пенсионное обеспечение. У нас есть сотрудники — должностные лица в погонах, которым присваиваются специальные звания и которые по достижению выслуги в 20 лет имеют право на пенсионное обеспечение, на что нам выделяются бюджетные ассигнования. Примерно 30 процентов — это так называемые контрактуемые расходы.

— А что касается доходов?

— Федеральная таможенная служба, как известно, одно из двух основных бюджетообразующих ведомств. По итогам 2014 года, например, в доход федерального бюджета перечислено таможенных и иных платежей 7,1 триллиона рублей — это был пик по сбору средств. В связи со снижением цен на углеводороды, проведенным налоговым маневром плановое задание ФТС на 2015 и 2016 годы снизилось примерно на 2 и 2,5 триллиона рублей соответственно. У нас в службе есть отдельное подразделение — Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования, — которое и отвечает за часть сборов, связанных с большим бюджетом. Еще одна доходная статья бюджета (конечно, не такая объемная) — приносящая доход деятельность. Это доходы от хозяйственной деятельности, в том числе наших подведомственных учреждений.

— Как идет исполнение бюджета 2017 года? Испытываете ли какие-либо проблемы?

— Исполнение бюджета 2017 года идет традиционно ровно. Как вы знаете, Министерство финансов РФ осуществляет мониторинг качества финансового менеджмента. Оценка проводится по восьми агрегированным показателям. Кроме них, мы особое внимание уделяем такому вопросу, как равномерность расходования бюджетных средств, что напрямую связано с тщательным контролем расходов. Ежеквартально на совещаниях у руководителя службы мы докладываем о состоянии дел с расходованием средств, в соответствии с результатами исполнения бюджета принимаются решения, позволяющие обеспечить равномерность расходования бюджетных средств.

Сегодня мы на пороге завершения первого полугодия. В соответствии с планом бюджет за шесть месяцев должен быть исполнен не менее чем на 46 процентов. Результаты первого квартала позволили сделать оптимистичный прогноз по поводу исполнения бюджета за все первое полугодие.

Однако во втором квартале Федеральным казначейством введен новый порядок санкционирования расходов на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий. Суть в том, что территориальные органы Федерального казначейства сейчас вправе отказать получателю бюджетных средств в перечислении средств в связи с отсутствием указанного мероприятия в согласованном Минкомсвязью плане информатизации.

Хочу сказать, что территориальные органы Федерального казначейства этим правом начали активно пользоваться и блокировать операции по перечислению средств контрагентам.

Ситуация выглядит следующим образом: получатели бюджетных средств в соответствии с нормами Бюджетного кодекса заключили в пределах доведенных им лимитов бюджетных обязательств государственные контракты (договоры) на закупку товаров, услуг в сфере ИКТ. Исполнителями обязательства по государственному контракту или договору выполнены, а мы не можем выполнить свои обязательства по оплате, так как Минкомсвязью согласованы не все мероприятия плана информатизации.

Отмечу, что план информатизации формируется и согласовывается в электронном виде (в ФГИС КИ). Казалось бы, оперативность гарантирована. На деле это не так. Информационная система постоянно обновляется. По результатам одного из таких обновлений, которое осуществила Минкомсвязь в уже согласованных ею мероприятиях, исказились цифровые значения. Как вы думаете, какое предложение мы получили от Минкомсвязи? «Исправьте цифры и запустите заново на согласование уже согласованные ранее мероприятия».

Эта тема вызывает много вопросов, которые мы уже задали Минфину России в своем обращении.

Я глубоко убежден, что, если мероприятие не согласовано, блокировать нужно не расходы, а размещение заказа, по крайней мере, заключение контракта. В такой ситуации оказалась не только ФТС России, но и другие федеральные ведомства, которые не имеют полностью согласованных планов информатизации.

Получается, что бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов (договоров) от имени Российской Федерации приняты, а произвести оплату исполненных контрагентом обязательств за счет средств федерального бюджета не представляется возможным.

Нарушаются сроки, исполнитель вправе обратиться в суд и предъявить штрафные санкции. А это, как вы сами понимаете, дополнительные расходы бюджета.

Поделиться