Анастасия Владимировна ЖУЖИНА, советник отдела экономического анализа и обеспечения открытости бюджета управления экономического анализа и долгосрочного бюджетного прогнозирования Департамента финансов города Москвы
Это часть статьи автора, опубликованной в августовском номере журнала "Бюджет". В ней говорится об обеспечении сбалансированности бюджета столицы в процессе исполнения. Полный материал доступен подписчикам издания.
Для достижения основных целей и соблюдения приоритетов, определенных в Основных направлениях бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в городе Москве, как и в предыдущие периоды, на постоянной основе осуществляется последовательное решение задач по повышению качества управления бюджетным процессом, в том числе с учетом проведения следующих мероприятий, по ряду которых уже можно отметить положительные примеры реализации.
I. В части обеспечения устойчивости бюджета города Москвы:
совершенствование системы оценки влияния тенденций социально-экономического развития на бюджетную систему города Москвы;
оценка соответствия принимаемых расходных обязательств доходному потенциалу города Москвы в долгосрочном периоде;
определение источников роста доходного потенциала, а также приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов;
оценка безопасного уровня дефицита и государственного долга города Москвы, предотвращающего возникновение рисков для устойчивости бюджетной системы на протяжении всего прогнозируемого периода.
II. В части повышения качества администрирования доходов:
повышение качества планирования доходов бюджета города Москвы (снижение отклонения фактического исполнения по доходам от плана) в условиях высокой неопределенности и отсутствия устойчивости прогнозных оценок социально-экономического развития РФ;
совместная работа с администраторами доходов по совершенствованию методик прогнозирования поступлений доходов. В Москве реализован порядок формирования, согласования с финансовым органом и утверждения главными администраторами доходов методик прогнозирования в электронной юридически значимой форме в автоматической системе управления городскими финансами;
совершенствование налогового законодательства Москвы.
В этой части можно отметить положительный опыт введения в 2015 году в Москве торгового сбора в целях выравнивания налоговой нагрузки торговых объектов и выведения из тени торговой деятельности. Процесс администрирования торгового сбора, включая формирование, обработку и передачу налоговым органам сведений об объектах осуществления торговли, продемонстрировал свою эффективность на практике. Система администрирования торгового сбора в Москве выстроена с учетом понимания нужд и потребностей предпринимательского сообщества. Она включает в себя ряд последовательных мер, стимулирующих к уплате.
Вместе с тем в законодательство города Москвы были внесены изменения, которые предусматривают широкий перечень льгот по уплате сбора.
Дальнейшая работа в сфере обложения торговым сбором будет ориентирована на совершенствование процесса его администрирования. Кроме того, с предпринимательским сообществом продолжится разъяснительная работа по правилам уплаты и порядку получения льгот, а также о необходимости подачи уведомлений по торговому сбору.
III. В части повышения эффективности расходов:
продолжение работы по увязке целей и задач госпрограмм с их финансовым обеспечением;
продолжение внедрения и доведение до полного охвата обоснованиями бюджетных ассигнований (далее — ОБАС) расходной части бюджета, включая формирование ГРБС дополнительной потребности в бюджетных средствах (в бюджетный процесс города Москвы ОБАС стали полномасштабно внедряться с 2014 года);
повышение эффективности оказания госуслуг, в том числе в части сокращения объема средств, распределяемых между учреждениями с использованием индивидуальных коэффициентов, и полный переход на единые нормативы по услугам;
автоматизация сервисов, обеспечивающих проведение работы по утверждению ПФХД учреждений, госзаданий и мониторингу их выполнения, анализу отчетности о результатах деятельности;
повышение качества и охвата обоснованности, а также анализа объемов средств, поступающих бюджетным и автономным учреждениям от сдачи в аренду закрепленного за ними недвижимого имущества, с целью исключения случаев, когда за счет средств городского бюджета содержится имущество, переданное в аренду.
IV. В части организации межбюджетных отношений:
повышение уровня освоения федеральных средств посредством совершенствования процессов по координации, мониторингу и решению правовых и методических вопросов;
обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов.
Необходимо отметить положительный опыт 2016 года по объединению пяти отдельных трансфертов местным бюджетам в одну субсидию в сфере образования, что позволило значительно повысить гибкость в использовании средств и снизить административные издержки.
Кроме того, с целью повышения предсказуемости показателей местных бюджетов, обеспечения ритмичности их исполнения увеличена доля трансфертов, распределяемых бюджетам внутригородских муниципальных образований (далее — ВМО) законом о бюджете города (2015 год — 20%; 2017 год — более 90%);
укрепление финансовой дисциплины внутригородскими муниципальными образованиями, создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом на уровне ВМО.
В рамках указанного направления на ежегодной основе начиная с 2015 года проводится мониторинг качества бюджетного процесса на муниципальном уровне;
оказание внутригородским муниципальным образованиям методической помощи в целях исключения случаев нарушения требований бюджетного законодательства.
V. В части внедрения современных казначейских технологий:
совершенствование автоматизации электронного обмена платежными документами через систему «банк — клиент»;
повышение качества кассового планирования путем оценки соответствия кассового плана объемам принятых бюджетных обязательств.
В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, при которой до 2015 года принятие на учет бюджетных обязательств, вытекающих из государственных контрактов и соглашений на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, осуществлялось городским казначейством при представлении документов на бумаге. В некоторых случаях такие документы представлялись спустя несколько месяцев после подписания. Это создавало значительные риски принятия обязательств, сверх имеющихся лимитов средств.
В настоящее время данные угрозы полностью исключены: обязательства по контрактам автоматически фиксируются в казначействе на основании сведений о контракте при его заключении в Единой системе торгов города (ЕАИСТ), а подписанные соглашения на предоставление учреждениям субсидий автоматически выгружаются из городской системы «Электронный бюджет»;
совершенствование системы «Электронный бюджет Москвы», в которой автоматизированы практически все этапы бюджетного процесса, так как в рамках организации городского бюджетного процесса решения по сути всех задач опираются на современные информационные технологии.