25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 954 Материалы по теме
Одной из главных проблем эксперты ЦСР назвали изменчивость нормативного регулирования контрактной системы
Эксперты ЦСР о 44-ФЗ

В очередной раз Закон № 44‑ФЗ признали неэффективным. Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) подготовили подробный доклад под названием «Госзакупки. Какой должна быть контрактная система?», в котором жестко раскритиковали действующее законодательство в данной сфере.

Статья об этом опубликована в августовском номере журнала "Бюджет". В материале на сайте мы размещаем только часть, в которой говорится о поправках, принятых в законодательство прошедшим летом.

В докладе сказано, что принципы, изначально декларирующиеся в законе: ориентир на достижение результата — закупки не ради закупок, а для обеспечения госнужд, повышенные требования к прозрачности, профессионализм всех участников и т. д., сегодня не работают. Деньги в контрактной системе распределяются в основном механически, ни заказчик, ни поставщик не ориентированы на экономию и результат.

Одной из главных проблем эксперты ЦСР назвали изменчивость нормативного регулирования контрактной системы. По подсчетам центра, за время существования Закона № 44‑ФЗ было принято 35 пакетов поправок к нему, еще 85 законопроектов находится на рассмотрении. Кроме того, ведомством было выпущено несколько тысяч писем, а широкое применение получили порядка 300.

«Правовая неразбериха провоцирует нарушения законодательства и скандалы вокруг госзаказа, создание бизнеса по организации жалоб на заказчиков, текучку кадров в контрактных службах, достигающую по отдельным организациям 75 процентов», — сказано в докладе. По мнению авторов документа, проекты федеральных законов, поступающие на рассмотрение в правительство, предлагают в основном либо усилить контроль за заказчиком и ограничить его полномочия, либо дать преимущества отдельным участникам закупок, а в целом же правовая база контрактной системы не развивается.

Внимание к проблеме изменчивости нормативного регулирования контрактной системы в конце прошлого года уже привлекали аудиторы Счетной палаты РФ. Они предложили ввести мораторий на изменение закона о госзакупках, поскольку постоянные новшества затрудняют правоприменительную практику. Однако к настоящему времени реальных мер для устранения этих проблем не предпринято. Участники государственных закупок по-прежнему не успевают отслеживать принятые законы, изменяющие законодательство о контрактной системе. Вот некоторые из них.

Летние поправки

Так, в июле Президент РФ подписал несколько законов о внесении изменений в Закон № 44‑ФЗ и в КоАП РФ. В частности, Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 198‑ФЗ о внесении изменений в закон о контрактной системе дополнен перечень оснований закупки у единственного поставщика, а именно в части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ появились новые пункты 51 (закупки юридических услуг для обеспечения защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств) и 52 (закупки товаров, работ, услуг органами государственной охраны для реализации мер по осуществлению государственной охраны). При этом перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с пунктом 52, утверждается руководством ФОИВ в области государственной охраны.

Законом от 26 июля 2017 года № 211‑ФЗ предусмотрены изменения в статью 111-1 Закона № 44‑ФЗ в части планирования и осуществления закупок заказчиками за рубежом.

А вот Федеральный закон № 189‑ФЗ внес изменения в КоАП. А именно кодекс дополнен статьей 7.32.5, устанавливающей административную ответственность должностных лиц заказчика, нарушивших срок и порядок оплаты товаров (работ, услуг) и не исполнивших обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

В соответствии с данной статьей при нарушении должностными лицами заказчика сроков оплаты на них накладывается административный штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей. При повторном правонарушении — дисквалификация на срок от одного года до двух лет. При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Как видим, все три закона устраняют лишь точечные проблемы.

Еще один закон[1], изменяющий статью 93 Закона № 44‑ФЗ, Президент РФ подписал 29 июля. Детским домам разрешили осуществлять закупки у единственного поставщика. Указанные организации включены в предусмотренный частью 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ перечень случаев, в которых допускается закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В пояснительной записке к законопроекту было сказано, что принятие данного закона позволит организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устранить трудности, связанные с покупкой личных вещей для воспитанников таких организаций, возникающие из-за норм Закона № 44‑ФЗ.

Закупки у единственного поставщика названные организации могут осуществлять на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 20 миллионов рублей.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно