Версия для печати 620 Материалы по теме
Внедрение ВФК в федеральном органе власти: опыт Росреестра

О построении системы внутреннего финансового контроля в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии России рассказывает врио начальника Финансово-экономического управления ведомства Виктория Владимировна МАКАРОВА.

— Виктория Владимировна, Росреестр одним из первых среди федеральных ведомств занялся созданием системы ВФК. Какие сложности возникали на этапе внедрения системы и каковы результаты на текущий момент?

— Росреестр всегда уделял большое внимание внутреннему контролю финансово-хозяйственной деятельности. Раньше мы осуществляли контроль, руководствуясь Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Однако этот процесс не был формализован, его результаты не всегда строго документировались. ВФК — более сложная система, и как только мы начали внедрять ее в практику, столкнулись с серьезным ростом нагрузки на сотрудников, выполняющих внутренние бюджетные процедуры. Эффективной мерой по снижению трудозатрат стало применение информационных технологий. Мы приняли решение доработать программный продукт, используемый в Росреестре для автоматизации ФХД. Теперь непосредственно в системе задаются необходимые параметры для формирования перечня подлежащих контролю операций по каждой бюджетной процедуре и осуществляется расчет уровня риска. На основании этого перечня операций система автоматически создает карты ВФК с заданной периодич­ностью выполнения операций и контрольных действий.

Методические рекомендации Минфина России подразумевают отражение данных о результатах ВФК в соответствующих журналах и отчетности о результатах контроля. Нам удалось сократить временные затраты сотрудников и на этом этапе ВФК благодаря тому, что журнал ВФК формируется автоматически при исполнении сотрудниками Финансово-экономического управления своей основной деятельности, например при составлении сводной бюджетной отчетности. На основе данных журнала ВФК система создает отчет о результатах контроля.

— Получается, основные задачи по созданию системы ВФК в Росреестре решены?

— Чтобы построенная система работала без сбоев, необходимо поддерживать в актуальном состоянии весь огромный объем информации, связанный с ВФК. В первую очередь, конечно, речь идет об обновлении ведомственных нормативных актов в соответствии с изменениями федерального законодательства. Мы уже дважды актуализировали приказ «Об организации и осуществлении внутреннего финансового контроля в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» с момента его принятия. Кроме того, нужно своевременно отражать в документах по ВФК и другие изменения, например перестановки в составе сотрудников, ответственных за осуществление операций и контрольных действий. Еще на этапе внедрения системы ВФК мы решили, что все документы и данные о ВФК с детализацией до конкретных процедур, процессов, операций, ответственных за их выполнение должны храниться в единой базе данных, иначе поддерживать актуальность этой информации было бы затруднительно.

— У Росреестра обширная подведомственная сеть. Как осуществляется контроль финансово-экономической деятельности?

— Наш основной инструмент контроля по уровню подведомственности — это ежеквартальный мониторинг показателей качества финансового менеджмента территориальных органов. В мониторинг включены ключевые показатели качества финменеджмента, осуществляемого Минфином России, а также ряд других показателей, разработанных с учетом результатов предыдущих проверок. Особое внимание мы уделяем контролю кассового исполнения расходов, объема принятых бюджетных обязательств на закупки, исполнения плановых показателей поступлений доходов, просроченной дебиторской задолженности.

Мониторинг позволяет нам оперативно отслеживать узкие места и улучшать работу в части исполнения бюджета, управления задолженностью, составления и представления бюджетной отчетности. По его результатам формируется рейтинг территориальных органов Росреестра. Кроме того, специалисты центрального аппарата анализируют лучшие практики и дают территориальным органам рекомендации по повышению показателей качества финансового менеджмента.

Подготовила Л. В. СИДОРОВИЧ

Поделиться