25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3327 Материалы по теме
Мониторинг эффективности закупок: опыт Севастополя

Проведение мониторинга закупок стало обязательным с 1 января 2017 года. В статье раскрывается опыт Севастополя в применении этого нового механизма.

Ирина Вячеславовна ЩУКИНА, заместитель директора департамента — начальник управления государственного заказа Департамента экономики города Севастополя

Для реализации статьи 97 «Мониторинг закупок» Закона № 44‑ФЗ, вступившей в силу 1 января 2017 года, Правительство Севастополя в июле 2016 года приняло постановление № 706-ПП «О мониторинге эффективности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд города Севастополя» (далее — Постановление № 706-ПП). Данным документом были утверждены:

правила осуществления мониторинга эффективности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд города;

требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд муниципалитета.

Начиная с 1 января 2017 года мониторинг эффективности закупок обеспечивает регулятор контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд города Севастополя — Департамент экономики города Севастополя (управление государственного заказа).

Правила проведения мониторинга эффективности закупок

Мониторинг эффективности закупок осуществляется на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации из различных источников. В первую очередь используются данные:

  • из единой информационной системы в сфере закупок;
  • формируемые в программном комплексе «Региональная контрактная система»;
  • предоставляемые заказчиками города Севастополя, осуществляющими закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 44‑ФЗ;
  • статистической отчетности;
  • из иных открытых информационных источников.
36-1.png

В ходе мониторинга проводится оценка закупочной деятельности заказчиков по четырем показателям. Они показаны на рисунке 1.

Методика оценки эффективности закупок

Для реализации Постановления № 706-ПП приказом управления государственного заказа была утверждена методика оценки эффективности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд города Севастополя. Согласно данной методике субъектами закупок являются государственные (муниципальные) заказчики, бюджетные учреждения, другие заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Законом № 44‑ФЗ.

Порядок проведения оценки включает в себя несколько важных элементов. Во-первых, оценка эффективности закупок осуществляется по каждому заказчику и по каждому показателю. Во-вторых, комплексная оценка осуществляется по итогам отчетного квартала и отчетного года. При расчете оценки по итогам отчетного квартала критерии рассчитываются нарастающим итогом с начала года. В-третьих, каждый показатель оценивается по совокупности критериев. Отдельные критерии могут так же рассчитываться по подкритериям. По каждому показателю (критерию, подкритерию) рассчитываются оценочные баллы (от 0 до 100). Каждому критерию (подкритерию) устанавливается весовая значимость в итоговой оценке (в процентах), при этом сумма весовых значимостей по критерию (подкритерию) равна 100%. После оценки каждого субъекта закупки по показателю полученные значения ранжируются от максимального к минимальному.

Перейдем к рассмотрению показателей методики эффективности закупок.

Первый показатель

Показатель «Оценка осуществления закупочных процедур» определяет степень эффективности и прозрачности закупочных процедур, проводимых заказчиками. Расчет показателя осуществляется по 11 критериям:

доля (по количеству) изменений в планы-графики закупок от общего количества запланированных закупок на отчетную дату;

  • доля размещенных закупок в общем количестве закупок, запланированных заказчиком в соответствии с планом-графиком в отчетном периоде;
  • доля конкурентных способов определения поставщика в общем объеме закупок (по цене и количеству);
  • доля закупок с более одной поданной заявкой, осуществленных конкурентными способами определения поставщиков (по цене и количеству);
  • среднее количество заявок на участие в конкурентных способах определения поставщиков;
  • процент снижения Н(М)ЦК по контрактам, заключенным по итогам конкурентных способов определения поставщиков;
  • доля изменений в извещениях и документации о закупках от общего количества объявленных конкурентных процедур по определению поставщика;
  • доля отмененных закупок определения поставщиков от общего количества объявленных конкурентных закупок определения поставщика;
  • доля запланированных закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций по стоимости от совокупного годового объема закупок;
  • доля несостоявшихся процедур закупок в общем объеме конкурентных способов определения поставщиков;
  • доля электронных аукционов в общем объеме конкурентных способов определения поставщиков (по количеству и стоимости).

37.png

38-1.png

Каждому критерию установлена весовая значимость в итоговой оценке по показателю — от 5 до 15%. Наибольшую весовую значимость (15%) имеют такие показатели, как процент снижения Н(М)ЦК по контрактам, заключенным по итогам конкурентных способов определения поставщиков, и доля несостоявшихся процедур закупок в общем объеме конкурентных способов определения поставщиков.

Кроме того, при оценке показателя «Оценка осуществления закупочных процедур» учитывается уровень конкуренции при проведении закупок, соответствие документации на закупку НПА в сфере закупок и эффективность планирования (рисунки 2, 3).

Второй показатель

Показатель «Исполнение требований законодательства о закупках» определяет качество исполнения требований законодательства к проведению закупок заказчиками. При его оценке учитываются нарушения законодательства, выявленные контролирующими органами, контрольно-счетными органами, а также зафиксированные в решениях судов. Расчет второго показателя осуществляется по шести критериям:

  • соблюдение требований по осуществлению закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО);
  • доля решений ФАС о нарушении законодательства заказчиком (комиссией заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения) в общем количестве проведенных закупок;
  • доля судебных решений в отношении заказчика, уполномоченного органа в общем количестве закупок (в которых установлено нарушение закона или исполнения условий контракта) заказчиком;
  • доля нарушений законодательства о закупках, выявленных органами аудита субъекта РФ;
  • доля случаев согласования заключения контрактов из числа направленных в контролирующие органы по итогам несостоявшихся процедур определения поставщика;
  • доля нарушений законодательства о закупках, выявленных органами контроля субъекта РФ, от общего количества проведенных закупок.

Каждому критерию установлена весовая значимость в итоговой оценке по показателю (от 10 до 25%). Наибольшая весовая значимость (25%) определена для таких показателей, как доля решений ФАС о нарушении законодательства заказчиком в общем количестве проведенных закупок и доля судебных решений в отношении заказчика, уполномоченного органа в общем количестве закупок заказчиком (рисунок 4).

38-2.png

Следует подчеркнуть: чтобы получить точную и достоверную информацию для расчета критериев показателя «Исполнение требований законодательства о закупках», необходимо взаимодействие уполномоченного органа с ФАС, контрольно-счетными и контролирующими органами.

Третий показатель

Показатель «Исполнение контрактов» определяет качество контрактной работы субъектом закупок. Для расчета третьего показателя определено четыре критерия:

  • доля расторгнутых контрактов (по сумме) от всех заключенных конкурентными способами;
  • доля контрактов, по которым заказчик применил штрафные санкции (штрафы, пени) в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя), в общем количестве заключенных контрактов;
  • доля контрактов, расторгнутых заказчиком в одностороннем порядке, в общем количестве заключенных контрактов;
  • доля контрактов, расторгнутых поставщиком в одностороннем порядке, в общем количестве заключенных контрактов.
  • Каждому критерию установлена весовая значимость в итоговой оценке по показателю (от 20 до 30%). Наибольшую весовую значимость (30%) имеют два критерия:
  • доля расторгнутых контрактов (по сумме) от всех заключенных конкурентными способами;
  • доля контрактов, по которым заказчик применил штрафные санкции (штрафы, пени) в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя), в общем количестве заключенных контрактов.

39-1.png

Как видим, при расчете учитывается как доля расторгнутых контрактов, так и активность претензионной работы (рисунок 5).

Всего для расчета критериев показателя «Исполнение контрактов» необходима информация по пяти характеристикам закупок.

Четвертый показатель

Показатель «Оценка профессионализма заказчиков и обеспеченности квалифицированными кадрами» определяет динамику изменения ситуации у заказчиков с кадровым обеспечением в сфере закупок. При оценке уровня ресурсообеспеченности субъекта закупок учитывается положение дел в сфере обучения специалистов заказчиков, уполномоченных органов, закупочных комиссий, а также привлекаемых специализированных организаций, ценовых центров и др.

Определено шесть критериев, по которым рассчитывается вышеназванный показатель:

  • доля контрактных управляющих, прошедших повышение квалификации или переподготовку по программе «Управление государственными и муниципальными закупками», в общем числе контрактных управляющих субъекта закупок;
  • доля сотрудников контрактных служб, прошедших повышение квалификации или переподготовку по программе «Управление государственными и муниципальными закупками», в общем числе сотрудников контрактных служб субъекта закупок;
  • доля членов комиссии, прошедших повышение квалификации или переподготовку по программе «Управление государственными и муниципальными закупками», в общем объеме числа членов комиссий субъекта закупок;
  • соотношение общих расходов субъекта закупок на привлечение специализированных организаций к количеству закупок, к проведению которых привлечены СО;
  • соотношение общих расходов субъекта закупок на привлечение экспертов и экспертных организаций для проведения экспертизы результатов исполнения контрактов к числу случаев привлечения экспертов и экспертных организаций для экспертизы результатов исполнения контрактов;
  • соотношение общих расходов субъекта закупок на привлечение сторонних организаций (ценовых центров) к обоснованию Н(М)ЦК, к количеству закупок для которых обоснование НМЦ проводилось такими организациями.

Каждому критерию установлена весовая значимость в итоговой оценке по показателю (от 11 до 22%). Наибольшую весовую значимость (22%) имеют три первых показателя.

Итоговый рейтинг

Для формирования итогового рейтинга показатели оценки эффективности закупок суммируются, полученные значения ранжируются (выстраиваются) от максимального к минимальному. Для определения комплексной оценки используются следующие балльные шкалы (таблица).

Заказчики с лучшими значениями являются лидерами и попадают в «зеленую зону», заказчики с худшими показателями попадают в «красную зону», что служит сигналом к тому, что руководителям данных учреждений необходимо выявить причины негативного положения дел, принять соответствующие управленческие решения и усилить работу по данному направлению.

Требования к порядку подготовки аналитических отчетов

По результатам мониторинга эффективности закупок формируются ежеквартальный аналитический отчет в разрезе заказчиков и сводный аналитический отчет по итогам отчетного года, которые размещаются в структурированном виде на официальном сайте Правительства Севастополя. Следует подчеркнуть, что сводный отчет также представляется заместителю губернатора — председателю Правительства Севастополя.

Таким образом, при комплексной оценке эффективности осуществления закупок учитывается не только уровень конкуренции при проведении закупок, но и проработанность документов закупки, точность и эффективность планирования, нарушения законодательства о защите конкуренции, положение дел в сфере обучения специалистов заказчиков, членов закупочных комиссий, а также другие показатели, оказывающие влияние на эффективность закупок товаров, работ, услуг для государственных муниципальных нужд города Севастополя.

Таблица. Балльная шкала

Количество баллов

Оценка деятельности заказчиков

100–60

Эффективная

59–40

Низкоэффективная

39–0

Неэффективная

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно