25 апреля 2024 года
Версия для печати 2869 Материалы по теме
Гарантии по госконтрактам: позиция банка

Что думают об инструменте банковской гарантии по государственным контрактам сами банки? Считают ли они его эффективным, стоит ли распространять механизм на другие сегменты, в частности на закупки по Закону № 223‑ФЗ? Возникают ли конфликты с заказчиками? Об этом мы поговорили с председателем правления банка «СКИБ» Вадимом Олеговичем РЕМИЗОВЫМ.

— На ваш взгляд, способен ли инструмент банковских гарантий защитить рынок от недобросовестности поставщиков?

— Законодатель, собственно, и предусмотрел финансовый инструмент банковской гарантии как основной механизм снижения рисков невозврата бюджетных средств. Благодаря их использованию заказчик в случае неисполнения условий контракта не остается один на один с недобросовестным поставщиком, а может предъявить требования стабильному финансовому институту — банку-гаранту. В свою очередь, банк-гарант является фильтром, через который на рынок госзаказа попадают добросовестные поставщики, ведь банки предоставляют гарантии после всестороннего финансового анализа.

Например, мы используем многофакторную риск-модель, чтобы допустить на рынок госзаказа только добросовестных поставщиков, которые имеют все необходимое для исполнения контракта.

— Какую совокупную экономию в случае преимущественного использования может дать инструмент банковских гарантий для бюджета РФ?

— Банковские гарантии, несомненно, позволяют экономить бюджетные средства. Во-первых, при их использовании поставщик либо выполняет все условия контракта, либо банк-гарант полностью компенсирует заказчику убытки в пределах размера гарантийного обеспечения.

В 2016–2017 годах общая сумма гарантийного обеспечения по расторгнутым контрактам составила 112 миллиардов рублей — их можно считать косвенными потерями бюджета, которых удалось бы избежать при использовании инструмента банковских гарантий. Плюс, как я уже указывал ранее, банки-гаранты являются своеобразным фильтром, предоставляющим гарантию только проверенным поставщикам, которые в состоянии исполнить контракт.

Во-вторых, при внесении гарантийного обеспечения «живыми» деньгами поставщик на длительный срок «выключает» их из оборота компании и учитывает недополученную из-за этого прибыль при формировании цены контракта, закладывая в нее данные потери. В итоге дополнительные расходы ложатся на заказчика, оперирующего бюджетными средствами. В 2016–2017 годах общая сумма гарантийного обеспечения, внесенная поставщиками по госзаказам «живыми» деньгами, составила 177 миллиардов рублей. Следовательно, за счет использования банковских гарантий можно обеспечить косвенную экономию бюджета сразу по нескольким направлениям.

— Каков процент «вскрытия» банковских гарантий, в частности в сегменте малого и среднего предпринимательства? Как часто банкам приходится компенсировать убытки?

— Согласно общедоступным данным реестра банковских гарантий по Закону № 44‑ФЗ средняя доля дефолтов на рынке банковских гарантий составляет менее одного процента. Банки используют различные риск-модели, соответственно, и уровень дефолта у каждого банка свой. Так, мы используем особую инновационную риск-модель, чтобы добиться уровня дефолтности ниже среднего по рынку.

— Как создаются такие модели?

— Для их разработки используются и новейшие ИТ-технологии, и анализ больших данных, а также многоуровневая фильтрация поставщиков, постоянное обновление в боевых условиях. Например, через наш сервис ежедневно проходят сотни, а на пике — тысячи заявок, которые и являются нескончаемым материалом для актуализации риск-модели.

— Известно, что возникает ряд разногласий в случае частичного выполнения обязательств поставщиком, когда заказчик выдвигает требование по выплате банковской гарантии. Что происходит в таком случае, как действует банк?

— Могу рассказать, как работа устроена у нас. При получении требования выплаты по банковской гарантии мы детально анализируем сложившуюся ситуацию, запрашиваем документы о проведенных работах и поставленных товарах, на основании чего определяем, насколько законны требования заказчика по выплате гарантии. Если требования законны, то банк перечисляет заказчику сумму гарантии в полном объеме в сроки, установленные соответствующим законодательством.

— Однако анализ не исполненных банками-гарантами требований заказчиков показывает, что банки максимально затягивают получение средств заказчиком. Так, в большом числе случаев государство не может взыскать средства по банковской гарантии, даже если поставщик в реальности не исполнил свои обязательства — получить деньги удается только через суд. Совпадает ли ваша оценка с озвученной и, если это так, какие решения могли бы исправить ситуацию?

— К сожалению, и такое случается, когда недобросовестные банки затягивают выплаты по банковским гарантиям или не оплачивают их вовсе. В настоящий момент многие из этих банков можно найти в списке с отозванными лицензиями.

Что касается нас, то мы всегда действуем в рамках правового поля, руководствуясь в спорных ситуациях принципом: сначала выплата заказчику, потом подробный анализ его требования. Поэтому у нас проблем с выплатами заказчикам по банковским гарантиям не возникает. А если и случается недопонимание, то все решается в оперативном порядке.

Судебных процедур бояться не стоит, так как это законодательно предусмотренная возможность выяснить правомочность требований каждой из сторон, когда невозможно (или нет желания) урегулировать ситуацию в претензионном порядке. При этом нередки случаи, когда заказчик сам злоупотребляет своими правами. Он требует возмещения, когда контракт уже выполнен в полном объеме.

— Продолжая предыдущий вопрос: в СМИ эксперты часто высказывают точку зрения, что изменить ситуацию может инструмент бесспорного списания. Нуждается ли он в реформировании, на ваш взгляд, и следует ли упрощать его применение заказчиком?

— В законодательстве уже присутствует норма о бесспорном (безакцептном) списании средств с банка в случае нарушения условий контракта. Но, во-первых, в законодательстве не указан механизм реализации бесспорного списания. Во-вторых, многие контракты между заказчиком и поставщиком составлены таким образом, что допускают разночтения по поводу условий выполнения, которые, как следствие, могут привести к взысканию средств даже с добросовестных поставщиков.

Поэтому, прежде чем повсеместно безакцептно списывать банковские гарантии, следует установить правила игры — полностью избавиться от подобных законодательных и контрактных разночтений. Как я уже говорил ранее, иногда мы сталкиваемся с ситуациями, когда заказчик сознательно направляет требование по фактически исполненному, но юридически не подтвержденному документами контракту. Поэтому ответственность в этой области должна быть разделена между всеми участниками процесса: и заказчиками, и поставщиками, и банками. Только тогда инструмент бесспорных банковских гарантий будет эффективно работать.

— На ваш взгляд, стоит ли распространять опыт банковских гарантий на другие сегменты, в частности на закупки в рамках Закона № 223‑ФЗ?

— В сфере закупок по Закону № 44‑ФЗ институт банковских гарантий уже доказал свою эффективность и действенность. Типовая форма гарантии и механизм единого государственного реестра банковских гарантий обеспечивают прозрачность их использования, сводят к нулю возможность предоставления поддельной гарантии, позволяют госзаказчикам защититься от недобросовестных поставщиков.

Поэтому я думаю, что аналогичные решения следует внедрить в сфере закупок и по Закону № 223‑ФЗ — это существенно облегчит работу и заказчиков, и поставщиков, и банков, задавая в целом стандарты госзаказа.

Подготовил К. В. ОВЧАРУК

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно