Версия для печати 673 Материалы по теме
Методика разработана в соответствии с подходами, применяемыми при определении налогового потенциала субъектов и расчетного объема расходных обязательств
Методика оценки эффективности налоговых льгот

Министерство финансов России разместило на официальном сайте проект методики оценки эффективности налоговых льгот. Документ доступен по ссылке. Мы публикуем методику с официального сайта Минфина без изменений.

I. Общие положения

1.1. Настоящая методика определяет порядок оценки эффективности налоговых льгот, в том числе пониженных ставок налогов, установленных законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (далее – методика, налоговые льготы).

1.2. Методика разработана в соответствии с подходами, применяемыми при определении налогового потенциала субъектов Российской Федерации и расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».

1.3. Оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящей методикой осуществляется в целях повышения прозрачности бюджетной и налоговой политики, повышения эффективности мер социально-экономической политики субъектов Российской Федерации на основе информированного выбора оптимального способа достижения целей, учета результатов оценки при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, при заключении соглашений о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, а также повышения качества прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы.

1.4. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется субъектами Российской Федерации, в том числе на основании информации, предоставляемой Федеральной налоговой службой.

1.5. Результаты оценки эффективности налоговых льгот предоставляются в Министерство финансов Российской Федерации уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня текущего финансового года в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

1.6. Министерство финансов Российской Федерации в целях формирования единых подходов к оценке эффективности налоговых льгот осуществляет проверку информации, предоставляемой субъектами Российской Федерации, и размещает ее на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети «Интернет» не позднее 1 августа текущего финансового года в целях сверки исходных данных для проведения расчетов распределения межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период (далее – исходные данные).

1.7. В случае не представления в срок до 20 августа текущего финансового года в Министерство финансов Российской Федерации замечаний к исходным данным или представления замечаний после 20 августа текущего финансового года, исходные данные считаются согласованными.

1.8. Результаты оценки эффективности налоговых льгот применяются при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» и заключении соглашений о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1506 «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений».

II. Принципы проведения оценки эффективности налоговых льгот

2.1. Для целей оценки эффективности налоговых льгот формируется сводная информация в разрезе субъектов Российской Федерации и видов (направлений) налоговых льгот, включающая законодательный источник, характеристики налоговой льготы (категория льготополучателей, тип льготы, условия предоставления льготы, срок действия льготы, целевая категория налоговой льготы, категории налогоплательщиков, которым предоставляется льгота и др.), оценку объема налоговой льготы, расчетные показатели для оценки эффективности налоговой льготы в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

2.2. Налоговые льготы разделяются на 3 типа в зависимости от целевой составляющей:

1) социальная – поддержка отдельных категорий граждан;

2) финансовая – устранение/уменьшение встречных финансовых потоков;

3) стимулирующая – привлечение инвестиций и расширение экономического потенциала.

2.3. Оценка эффективности налоговых льгот проводится отдельно по каждому виду (направлению) налоговых льгот.

III. Порядок оценки эффективности социальных и финансовых налоговых льгот

3.1. Социальные и финансовые налоговые льготы подлежат распределению по группам полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления согласно Правилам определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 (далее – модельный бюджет региона).

3.2. Распределение социальных и финансовых налоговых льгот по группам полномочий производится одновременно с представлением в Министерство финансов Российской Федерации данных реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

3.3. Оценка эффективности социальных и финансовых налоговых льгот определяется в рамках формирования модельного бюджета региона и определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации в отношении групп полномочий субъекта Российской Федерации.

3.4. В целях обеспечения сопоставимости расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и равных подходов к определению модельного бюджета расходы модельного бюджета региона по каждой группе полномочий подлежат увеличению на объем социальных и финансовых налоговых льгот по соответствующей группе полномочий.

IV. Порядок оценки эффективности стимулирующих налоговых льгот

4.1. Оценка эффективности (совокупный бюджетный эффект) по стимулирующим налоговым льготам производится с периода действия налоговой льготы или за 5 отчетных лет, в случае если налоговая льгота действует более 5 лет на момент проведения оценки эффективности, и определяется по следующей формуле:

, где:

– объем налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков-получателей льготы в i-ом году.

При определении объема налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков, получателей налоговой льготы учитываются поступления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, специальным налоговым режимам (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции) и земельному налогу.

В случае, если налоговая льгота действует менее 5 лет на момент проведения оценки эффективности, объем налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков-получателей льготы в текущем году, очередном году и (или) плановом периоде прогнозируется по данным субъектов Российской Федерации.

– расчетный объем базовых налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков-получателей льготы в году, предшествующем i-ому году.

Под базовыми налоговыми поступлениями для целей настоящей методики понимаются налоговые поступления от налогоплательщиков получателей льготы в году, предшествующем году применения льготы.

– номинальный темп прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации в i-ом году по отношению к базовому году.

При определении номинального темпа прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации учитываются поступления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, специальным налоговым режимам (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции) и земельному налогу без учета поступлений по следующим видам экономической деятельности: добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов, добыча металлических руд, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, финансовая деятельность). При определении номинального темпа прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации не учитываются 5 максимальных и минимальных значений по субъектам Российской Федерации.

Номинальный темп прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации в текущем году, очередном году и плановом периоде определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из целевого уровня инфляции (4%) и реального темпа роста валового внутреннего продукта согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

– расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований субъекта Российской Федерации.4.2. Расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований субъекта Российской Федерации определяется по следующей формуле:

, где:

– целевой уровень инфляции, определяемый на уровне 4 процента;

– реальная процентная ставка, определяемая на уровне 2,5 процента;

– кредитная премия за риск.

Кредитная премия за риск определяется в зависимости от отношения государственного долга субъекта Российской Федерации к налоговым и неналоговым доходам по состоянию на 1 января текущего финансового года:

1) для субъектов Российской Федерации, у которых указанное отношение составляет менее 30 процентов кредитная премия за риск составляет 1 процент;

2) для субъектов Российской Федерации, у которых указанное отношение составляет от 30 до 100 процентов кредитная премия за риск составляет 2 процента;

3) для субъектов Российской Федерации, у которых указанное отношение составляет более 100 процентов кредитная премия за риск составляет 3 процента.

4.3. Для целей настоящей методики налоговая льгота:

1) считается неэффективной в случае, если совокупный бюджетный эффект в соответствии с пунктом 3.1 настоящей методики принимает отрицательное значение;

2) считается эффективной в случае, если совокупный бюджетный эффект в соответствии с пунктом 3.1 настоящей методики принимает положительное значение.

4.4. Объем недополученных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в результате действия неэффективных налоговых льгот подлежит учету при расчете налогового потенциала субъектов Российской Федерации в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 (далее – налоговый потенциал).

Показатели, характеризующие налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по видам налогов, подлежат увеличению на объем, указанный в абзаце первом настоящего пункта, по каждому периоду, в котором производится расчет показателей, характеризующих налоговый потенциал субъекта Российской Федерации.

4.5. Объем недополученных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в результате действия эффективных налоговых льгот подлежит учету в модельном бюджете региона аналогично порядку оценки эффективности социальных и финансовых налоговых льгот согласно разделу III настоящей методики.

V. Заключительные положения

5.1. Настоящая методика может применяться федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, в том числе в целях мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот.

5.2. Министерство финансов Российской Федерации на основании представляемой информации в соответствии с пунктом 1.5 настоящей методики формирует реестр налоговых льгот и размещает его на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети «Интернет».

5.3. По итогам оценки эффективности налоговых льгот Министерство финансов Российской Федерации направляет рекомендации субъектам Российской Федерации в целях мобилизации дополнительных доходов регионов за счет оптимизации неэффективных налоговых льгот.


Поделиться