25 апреля 2024 года
Регистрация
Финансы — 28 ноября 2017

Муниципальные финансисты о сокращении поступлений от ЕНВД и росте нагрузки на местные бюджеты

Российская Федерация

Версия для печати 953 Материалы по теме
Фото с мероприятия
Муниципальные финансисты о сокращении поступлений от ЕНВД и росте нагрузки на местные бюджеты

В октябре Научно-исследовательском финансовом институте прошло очередное заседание секции «Финансисты муниципальных образований» Союза финансистов России. Состоялся откровенный разговор о проблемах местных бюджетов. Полностью репортаж с мероприятия опубликован в журнале "Бюджет", он доступен подписчикам. Мы размещаем на сайте часть материала о проблемах, которые подняли на мероприятии муниципальные финансисты.

Заместитель мэра — директор департамента финансов и контроля администрации Омска И. А. Парыгина обратила внимание на негативную тенденцию, связанную с падением поступлений ЕНВД в местные бюджеты: за последние пять лет эта сумма сократилась на 7,5 миллиарда рублей (примерно на 9%). Одна из причин заключается во введении добровольного порядка применения ЕНВД с 1 января 2013 года. Кроме того, база для исчисления налога последний раз менялась в далеком 2005 году, притом что страховые взносы, на которые согласно НК РФ уменьшается этот налог, с тех пор выросли на 15%. «По отдельным видам деятельности уже существует нулевая декларация по уплате этого налога в бюджет», — посетовала финансист.

14-2.png

По мнению Парыгиной, целесообразно рассмотреть увеличение размера базовой доходности, от которой производится расчет ЕНВД. «Мы вместе с предпринимательским сообществом были обеспокоены прекращением действия вмененки с 1 января 2018 года, но, к счастью, его продлили до 1 января 2020 года. Сегодня представители Минфина России поддерживают установление бессрочного периода действия этой системы. Считаю, что в обмен на это как раз можно было бы увеличить размер базовой доходности. При этом должны учитываться конкретные виды деятельности и территории ведения бизнеса», — добавила она.

15-1.png

Заместитель начальника Департамента финансов Сыктывкара Н. В. Вытегорова акцентировала внимание собравшихся на другой проблеме — росте количества судебных решений, с которыми столкнулся и без того проблемный (с точки зрения собственных доходов и муниципального долга) городской бюджет. 

В первую очередь они касаются предоставления жилья и выплаты соответствующих компенсаций гражданам, обязательств города в сфере капитального ремонта домов, ЖКХ и содержания дорог. Общая сумма выплат по таким решениям уже достигла 2,5 миллиарда рублей и превысила собственные доходы бюджета. «Проблема приобрела массовый характер. Обеспечить всех компенсацией в трехмесячный срок, как это положено по закону, у нас нет возможности, но суды не прислушиваются к этому доводу. В текущем году к нам поступило на 50 процентов больше судебных листов, чем в 2016 году», — рассказала финансист. Очевидно, что с данной проблемой столкнулась не только столица Республики Коми.

Вытегорова подчеркнула, что доля собственных доходов в городском бюджете за последние 15 лет сократилась с 83 до 38%. При этом муниципальный долг в 2017 году добрался до отметки в 44% собственных доходов, а к 2020 году он достигнет 62%.

Заседание завершило выступление председателя секции «Финансисты муниципальных образований», начальника финансового управления администрации Орска В. Н. Богданцева. Он представил план работы секции на 2018 год, а также презентовал ее сайт: sfr-mo.ru, призванный ускорить информационное взаимодействие между муниципалитетами — членами СФР.

Богданцев констатировал, что нагрузка на местные бюджеты увеличивается, притом что их доходы растут незначительно. По его мнению, переход к уплате земельного налога по кадастровой стоимости тоже не станет прорывом в этом отношении. «Мы проводили анализ тех муниципальных образований, которые уже получают налог по кадастровой стоимости. И какой-то определенной закономерности не выявили: кто-то приобрел, а кто-то, наоборот, потерял», — сообщил председатель. Он также отметил отрицательную динамику поступлений платежей за негативное воздействие на окружающую среду, связанную со значительным изменением механизма их исчисления с 1 января 2016 года.

Полностью статья опубликована в журнале «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Финансист выразил надежду, что новации бюджетного процесса, в частности внедрение в него механизмов проектного управления, будут учитывать негативный опыт предыдущих реформ. «С 2014 года бюджеты всех уровней формируются в программном формате. Из года в год доля программных расходов растет, приближаясь к 100 процентам.

Смысл программного проектирования теряется, ведь, чтобы продемонстрировать высокие показатели внедрения программного подхода и не выглядеть хуже других, субъекты РФ и муниципальные образования стремятся все расходы сделать программными. Существует мнение, что новый формат бюджета стал очередным формальным инструментом перераспределения бюджетных средств между отраслевыми ведомствами всех уровней, а не действенным механизмом управления развитием территорий. Готовящийся переход может лишь закрепить формальность данной системы. Поэтому, возможно, для начала следует отточить существующую схему и избавиться от накручивания программных расходов», — считает Богданцев.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно