Версия для печати 594 Материалы по теме
Доля расходов государственных программ Санкт-Петербурга социальной направленности в общем объеме расходов государственных программ
Как превратить госпрограмму в рабочий документ. Опыт Санкт-Петербурга

Валерий Николаевич МОСКАЛЕНКО, и. о. председателя Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга

Елена Юрьевна СТАТОВСКАЯ, начальник отдела экспертизы государственных программ и внепрограммных расходов управления программно-целевого планирования Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, кандидат экономических наук

Курс на развитие программно-целевых методов управления в России был задан в 2013 году в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию. По замыслу разработчиков государственные программы РФ должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязывают стратегическое и бюджетное планирование.

46-1.png
46-2.png

В Бюджетном послании Президента РФ подчеркивалось, что конечная эффективность программных бюджетов зависит от качества государственных программ, механизмов контроля за их реализацией. Для эффективной реализации государственных программ предлагалось обеспечить взаимосвязь поставленных целей и бюджетных ограничений, их увязку с основными параметрами оказания государственных услуг, использование всего арсенала регулятивных инструментов, проработку планов структурных реформ. В 2014–2015 годах субъектами РФ был завершен переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования.

Госпрограммы Санкт-Петербурга — особенный подход

В Санкт-Петербурге процесс перехода на программный бюджет начался в 2013 году. На тот момент бюджет города только на 25% состоял из программной части, представленной долгосрочными целевыми программами, ведомственными программами, иными программами и планами. В 2013 году на финансирование 19 долгосрочных целевых программ приходилось лишь 5% расходной части бюджета Санкт-Петербурга, на иные программы и планы, которых было порядка 110 единиц, — 20%. Разрыв между объемом финансирования, запланированным в программах и планах, и реальным объемом согласно закону о бюджете составлял более 50%. В 2015 году бюджет Санкт-Петербурга был впервые сформирован на основе государственных программ. 

Для того чтобы государственные программы стали рабочим инструментом программно-целевого планирования, Правительством Санкт-Петербурга были предприняты следующие шаги. Во-первых, разработка государственных программ стала осуществляться в рамках системы документов стратегического планирования Санкт-Петербурга. Перечень государственных программ был сформирован по отраслевому признаку исходя из целей социально-экономического развития города, заданных в Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. Ресурсное обеспечение государственных программ определено в прогнозе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на долгосрочный период и бюджетном прогнозе Санкт-Петербурга на долгосрочный период.

Во-вторых, в отличие от федерального уровня государственные программы нашего субъекта являются расходными обязательствами, что нашло отражение в положениях Закона Санкт-Петербурга от 4 июля 2007 года № 371 77 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» (далее — Закон № 371-77). Такой подход позволяет через механизм государственных программ увязывать стратегическое и бюджетное планирование и делает инструмент государственных программ прозрачным и понятным. Каждое мероприятие госпрограммы имеет конкретный объем финансирования, сроки реализации, исполнителя, а также механизм реализации, что определяет обязательства по его выполнению. 

В-третьих, по всем государственным программам губернатор Санкт-Петербурга утверждает предельный объем средств на их реализацию сроком на шесть лет в рамках прогнозируемого общего объема расходов бюджета, основывающегося на прогнозе доходов бюджета Санкт-Петербурга. В пределах этих ограничений могут создаваться расходные обязательства по программным мероприятиям. Для соблюдения баланса расходных и бюджетных обязательств ограничения подлежат ежегодной корректировке с учетом прогноза доходной составляющей бюджета, а также проводимой работы по приоритизации мероприятий госпрограмм.

В-четвертых, действие нормы Бюджетного кодекса РФ о приведении госпрограмм в соответствие с законом о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления закона в силу ежегодно приостанавливалось вплоть до 1 января 2017 года. Такое положение дел не позволяло проводить своевременную корректировку государственных программ и, как следствие, достоверную оценку результатов эффективности их реализации. Так, в Сводном годовом докладе о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2016 года отмечается, что отсутствие уточненных редакций госпрограмм приводит к недостаточно эффективному управлению ресурсами (отсутствию мобильности и гибкости в управлении ресурсами), несвоевременному принятию управленческих решений, отсутствию заинтересованности у ответственных исполнителей к формированию качественных программных документов, возможности искажения результатов их реализации при формировании отчетности. 

В Санкт-Петербурге с момента запуска государственных программ было принято решение о необходимости проведения корректировки государственных программ для их приведения в соответствие с параметрами закона о бюджете Санкт-Петербурга, что нашло отражение в Законе № 371-77. На протяжении трех лет такая корректировка своевременно осуществляется исполнителями государственных программ и находится на контроле у губернатора. Все это способствует повышению эффективности и прозрачности процессов формирования и реализации госпрограмм.

В-пятых, оценка эффективности реализации государственных программ Санкт-Петербурга проводится по единой методике, утвержденной правительством субъекта, что делает данную процедуру открытой и позволяет проводить ранжирование госпрограмм по уровню эффективности.

Рисунок. Доля расходов государственных программ Санкт-Петербурга социальной направленности в общем объеме расходов государственных программ

Оценка эффективности основывается на следующих критериях:

степень достижения целевых показателей государственной программы;

эффективность реализации подпрограмм и отдельных мероприятий, входящих в состав государственной программы. 

В свою очередь эффективность реализации подпрограмм определяется исходя из комплексной оценки по трем позициям: степени достижения индикаторов подпрограмм, объема выполненных мероприятий, уровня исполнения финансирования. Таким образом, оценка проводится на основе как качественных, так и количественных критериев. По результатам оценки государственной программы ее эффективность признается высокой, если значение не менее 90%; средней, если значение от 80 до 90%; удовлетворительной при значении от 70 до 80%.

В-шестых, для планирования мероприятий государственных программ на среднесрочную перспективу в 2016 году были внесены изменения в их правовое регулирование, предусматривающие ежегодную корректировку путем исключения мероприятий, реализованных в прошедшем году, и дополнения государственной программы мероприятиями шестого года. Это позволит обеспечить скользящий график планирования государственных программ.

Поделиться