Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Экономика№ 12 декабрь 2017 — 14 Декабря 2017

Что день грядущий нам готовит, или Готовь сани летом

Российская Федерация

Версия для печати 302 Материалы по теме
Фото с мероприятия
Что день грядущий нам готовит, или Готовь сани летом

В Москве прошел IV Международный форум Финансового университета при Правительстве РФ. В этом году участники мероприятия искали ответ на вопрос: что день грядущий нам готовит? Именно так организаторы определили тему форума. 

Что день грядущий нам готовит? По мнению ректора Финансового университета М. А. Эскиндарова, этот вопрос нериторический. Экономический кризис, финансовые риски, снижение уровня потребительского спроса и рост цен — все это усложняет развитие цивилизации. «На сегодняшний день главными акцентами в экономике являются национальный прогресс, создание для современной экономики новой парадигмы с иными мотивами и приоритетами, — считает ректор. — Сокращение доходов населения, неизменный из года в год уровень ВВП, недостаточная роль банков в финансовом секторе, — все это в очередной раз говорит нам о том, что настало время выйти из состояния стагнации. Для этого необходимо задуматься о том, что готовит день грядущий». Он, как полагает Эскиндаров, будет значительно отличаться от сегодняшнего дня. «То, что сегодня называют цифровизацией экономики, преобразует и экономическую, и все другие сферы нашей жизни, — отметил выступающий. — Чтобы в этой новой жизни чувствовать себя комфортно, нужны качественно новые знания и умения». 

Гадать не стоит, надо действовать

Однако министр финансов России А. Г. Силуанов с такой постановкой вопроса не согласился. Он высказался за то, что не стоит полагаться на день грядущий, нужно самим формировать повестку дня. «Мы не должны гадать, что будет завтра или послезавтра, — считает министр. — Необходимо занять активную позицию и определить направление движения, что, впрочем, и делает Правительство РФ». По мнению спикера, только благодаря скоординированной политике правительства, Центробанка нам удалось быстро справиться с трудностями, возникшими из-за санкций. «Многие говорили, что наша экономика не выдержит, но мы быстро вышли из сложной экономической ситуации, — напомнил министр. — Буквально за два года мы преодолели падение и перешли к периоду роста экономики, достигли исторического минимума в отношении инфляции, наблюдаем увеличение инвестиционной активности». Силуанов отметил, что за три последних квартала ВВП России вырос на 1,6%, инфляция оценивается в 2,5–2,6%, по итогам года ожидается меньше 3%. «Однако для более интенсивного роста необходимы системные реформы», — подчеркнул глава Минфина России. 

Что за реформы? Это снятие структурных ограничений, усиление конкуренции, повышение производительности труда, решение демографических проблем и т. д. Силуанов остановился на вопросах, близких Минфину России. Так, одной из мер по снятию структурных ограничений, спикер назвал обеление экономики. «Не секрет, что значительная часть экономики еще находится в “серой” зоне», — признался министр. По оценке финансового ведомства, от четверти до трети зарплат выплачивают в конвертах. Такая ситуация, с одной стороны, ведет к нарушению конкурентных условий развития экономики, с другой — к недополучению государством ресурсов. По мнению министра, для решения этой проблемы необходимо создать условия, при которых находиться в «серой» зоне было бы невыгодно. С этой целью финансовым ведомством подготовлены соответствующие налоговые предложения, реализуются меры налогового администрирования. Так, Министерство финансов вводит цифровые методы администрирования, связанные с отслеживанием движения товаров от границ страны или от производственного предприятия до конкретной торговой точки. Именно они, полагает спикер, позволят правительству реализовать планы по обелению экономики. 

Инвестиционная льгота (расходы на покупку, модернизацию, реконструкцию производства будут напрямую уменьшать налог на прибыль) — это еще одна мера, направленная на активизацию экономики. Соответствующие законодательные решения приняты и начнут действовать со следующего года. Также будут применяться специнвестконтракты, которые зафиксируют для инвесторов определенные налоговые условия на долгий срок. 

Как известно, задача государства — обеспечивать благоприятные условия для инвестиций, которая решается в том числе за счет развития инфраструктуры. Однако в условиях бюджетной ограниченности найти средства для реализации инфраструктурных проектов проблематично. В связи с чем становится актуальной тема привлечения частных денег в данную сферу через инфраструктурную ипотеку. Она предполагает задействование частных инвестиций в создание объектов инфраструктуры с последующим возмещением средств инвесторам из бюджета и государственно-частное партнерство, которое у нас до сих пор используется не столь активно, как хотелось бы. Кроме того, глава Минфина России пообещал, что, несмотря на все бюджетные ограничения, наиболее важные отрасли получат дополнительную поддержку из бюджета. В то же время субсидирование отдельных отраслей будет сокращено. 

Помимо промышленности важно уделить внимание отраслям социальной сферы и вопросам социальной поддержки населения — следующее предложение министра финансов. «Никакой рост не будет успешен, если мы не обеспечим стабильные социальные условия, — считает министр. — Необходимо развивать образование, здравоохранение — одним словом, все то, что формирует человеческий капитал». Для решения поставленной задачи необходимо создать конкурентные условия при оказании услуг государством и частным сектором. «Сектор услуг — это большой пласт, содержащий огромный потенциал для развития экономики в целом, и наша задача его задействовать», — полагает Силуанов.

Также финансовое ведомство считает необходимым формирование нового качества социальной помощи. «Настало время переформатировать те уровни социальной поддержки, которые сегодня предоставляются за счет государства, — озвучил позицию Минфина России его глава. — Ее должны получать те, кто больше всего в этом нуждается. Сегодня семь из десяти человек получают помощь государства, хотя реально нуждающихся значительно меньше». Концентрация ресурсов даст рост потребительского спроса и благосостояния граждан, которые сегодня ограничены в своих возможностях приобретать те или иные услуги, товары. 

По мнению министра РФ по делам Северного Кавказа Л. В. Кузнецова, помимо структурных преобразований необходимо сосредоточиться на грамотной реализации региональной политики. «Страна у нас большая, регионы разные, и от того, насколько четко субъекты РФ осознают свою миссию в завтрашнем дне, будет зависеть общий успех», — полагает глава Минкавказа. 

Обстоятельства бывают выше 

Глава Центра стратегических разработок А. Л. Кудрин в отличие от своих коллег считает, что есть объективные обстоятельства, которые, хотим мы того или нет, вмешиваются в наши планы. В качестве примера он привел невыполнение планов, заложенных в Стратегии-2020. Также эксперт напомнил о невыполнении указов Президента РФ по развитию инновационной экономики, по повышению производительности труда и т. д. «Нужно правильнее определять шаги, которые позволили бы нам достигать более высоких показателей», — отметил Кудрин. Что касается структурных реформ, то тут эксперт полностью согласен с другими докладчиками — они необходимы. «Мы сегодня находимся в ситуации низких темпов экономического роста. Потенциал роста, я считаю, около двух процентов. Однако мы даже этот потенциал не добираем. В текущем году, по моим прогнозам, у нас будет рост на 1,7–1,8 процента, — сказал Кудрин. — С такими темпами мы сильно не изменим наше будущее». К тому же такой незначительный рост ведет к снижению доли РФ в мировой экономике. Как результат мы становимся неинтересны нашим партнерам, даже самым близким — по ЕврАзЭС. 

Активировать рост экономики, по мнению Кудрина, помогут структурные меры по нескольким направлениям. Прежде всего это технологическая революция, в результате которой Россия должна поднять свой инновационный уровень. Эксперт указал, что доля компаний, которые внедряют инновации, неизменна уже на протяжении десяти лет. В этом разрезе мы в 3–4 раза отстаем от ведущих стран. 

Новая структура экспорта. Для развития этого направления нужны более актуальные меры поддержки экспортно ориентированных компаний, освоение новых географических рынков и т. д. Пространство для предпринимательской активности — следующий сегмент для структурных преобразований. «Нам нужно поднимать дух предпринимательства, снимать административные проблемы, облегчать старт бизнеса и, наконец, повышать долю населения, которая хотела бы заниматься предпринимательством», — полагает Кудрин. Лишь 6% жителей России уже открыли свой бизнес (имеют бизнес в собственности или доли, акции в компаниях), при этом только 2% граждан, не охваченных данной сферой, готовы начать свое дело. «Это очень мало для страны, которая хочет быть динамичной», — указал глава ЦСР. 

Инвестиции в человеческое развитие. «С тем уровнем образования: школьного, среднего, высшего, что мы имеем, мы не ответим на вызовы технологической революции, — категорично заявил спикер. — Структура специалистов, которых мы готовим, их навыки не соответствуют тому, что потребуется через 5–10 лет, им придется переучиваться, доучиваться».

Пенсионная реформа. По словам Кудрина, за последние семь лет расходы на пенсионную систему увеличены до 3% ВВП. Чтобы понимать масштаб цифр, выступающий напомнил, что 3% ВВП мы тратим на всю образовательную отрасль страны. Этот же объем мы стали тратить на пенсии. По мнению эксперта, данный факт требует переосмысления. 

11.png

Новая региональная и городская политика. Кудрин считает, что хитом следующего десятилетия станет развитие в России крупных городов и агломераций. Уже практически заложено, что темп роста этих образований будет выше среднего по стране: не 3–4%, а в среднем 5–7. 

Еще одно направление, озвученное Кудриным, — реформа госуправления. Благодаря цифровизации экономики число чиновников может сократиться на 30%, а многие решения благодаря развитию технологий будут приниматься автоматически.

Устойчиво низкая инфляция. Центральный банк, по словам бывшего министра финансов, совершил революцию, обеспечив уровень инфляции в 4%. Если Центробанк удержит этот уровень в течение трех лет, это изменит цену денег, появятся новые фундаментальные ориентиры для инвесторов. Однако, по мнению Кудрина, замедление темпов инфляции — явление временное. 

Бизнес ждет определенности

Взгляд бизнеса на то, что нужно делать для развития экономики, представил уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Б. Ю. Титов. По его словам, для бизнеса главной проблемой являются высокие налоги, не менее высокие тарифы и все те издержки, которые бизнес должен нести. По существу, в России стало невыгодно производить. Рентабельность капитала сегодня находится на самом низком уровне за всю историю России. Но самая большая проблема — экономическая неопределенность, которую можно решить, только приняв единый план развития, программу, направленную на переход экономики от стагнации к росту. 

Также, по мнению бизнес-омбудсмена, необходимо менять налоговую систему. Причем в первую очередь для начинающего бизнеса. Следует внедрять так называемые умные налоги. Существующие технологии позволяют нацелить систему на излишек доходов, и наоборот — снижать налоговую нагрузку там, где выгодно развиваться. 

Нужны бизнесу и более доступные кредиты. «Мы находимся на 57-м месте из 140 стран по степени доступности кредитов», — подчеркнул Титов. При этом он считает, что банки надо не уничтожать, а спасать, выкупая плохие долги, вспомнив опыт кризиса 2008–2009 годов. В заключение своего выступления спикер высказался о том, что без экономических реформ и поддержки бизнеса Китай и даже Казахстан могут обогнать Россию по уровню жизни. 

О. В. ИЗУТОВА


Поделиться