25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5412 Материалы по теме
В. Л. Евланов
Стратегическое планирование на муниципальном уровне

О законодательной инициативе о внесении изменений в Федеральный закон № 172‑ФЗ в части стратегического планирования на муниципальном уровне.

Владимир Лазаревич ЕВЛАНОВ, депутат Государственной думы — член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству; председатель Экспертного совета при комитете Государственной думы по вопросам законодательного обеспечения экономического развития в муниципальных образованиях

В настоящее время эффективное функционирование системы стратегического планирования имеет ключевое значение в развитии государства, поскольку позволяет решать задачи повышения качества жизни населения, роста экономики и обеспечения безопасности страны. Правовая основа функционирования этой системы в Российской Федерации была создана Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», закрепляющим принцип разграничения полномочий в данной сфере между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Закрепляя полномочия органов местного самоуправления, федеральный закон не установил обязательного требования по принятию ими документов стратегического планирования. Однако в настоящее время на муниципальном уровне разработка и принятие таких документов ведется активным образом. Большинство муниципалитетов уже разработали или разрабатывают те или иные документы стратпланирования: стратегии социально-экономического развития, прогнозы социально-экономического развития, муниципальные программы.

На сегодняшний день муниципальные образования, в которых качественно поставлена работа по стратегическому планированию, добиваются высоких показателей уровня социально-экономического развития и обладают большой инвестиционной привлекательностью. Вместе с тем система стратегического планирования, как в целом, так и применительно к муниципальному уровню, является неоднородной. Одной из основных причин такой неоднородности является отсутствие в Законе № 172-ФЗ четких требований к документам стратпланирования, разрабатываемых на муниципальном уровне. Органы местного самоуправления не имеют ясных целевых и методических ориентиров для разработки собственных актов. 

В таких условиях не может быть в полной мере обеспечена взаимоувязка документов стратегического планирования разного уровня, невозможно соблюдение принципа единства методологии организации и функционирования системы. Поэтому формирование методического и информационного обеспечения процесса стратегического планирования на местном уровне является на сегодняшний день важнейшей задачей. В настоящее время организовано широкое обсуждение соответствующего законопроекта с привлечением депутатов Государственной думы — членов Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения экономического развития в муниципальных образованиях, который создан при комитете по экономической политике, экономическому развитию, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. К обсуждению привлечены и депутаты Госдумы, которые длительное время работали главами муниципальных образований. 

Активную работу над законопроектом провел Союз российских городов. Он организовал обсуждение проекта со всеми своими членами — главами органов местного самоуправления. На законопроект поступило более 50 отзывов, которые учтены в окончательной редакции (таблица). Активное участие в данной работе приняло Министерство экономического развития РФ. 

Необходимо отметить, что законопроектом не предусмотрена обязательность муниципальных образований в разработке данных документов. Но принятие проекта позволит синхронизировать процесс и документы стратегического планирования (в случае принятия органом местного самоуправления решения об их разработке) с аналогичными документами, разрабатываемыми на федеральном и региональном уровнях. Это повысит их качество, позволит автоматизировать процесс разработки и мониторинга исполнения, снизит трудозатраты на их подготовку.

Таблица. Предлагаемые изменения в Закон № 172-ФЗ в части стратегического планирования на муниципальном уровне

Действующая редакция

Предлагаемые изменения

Статья 39. Документы стратегического планирования, разрабатываемые на уровне муниципального образования: 


1. Документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях, разрабатываются, утверждаются (одобряются) и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом. 


2. По решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Законопроектом предусматривается четкое определение и закрепление норм по документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования в рамках:


— целеполагания (стратегия социально-экономического развития);


— прогнозирования (прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период, бюджетный прогноз на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период);


— планирования и программирования (план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития, муниципальные программы).

 

На сайте bujet.ru есть библиотека статей по теме стратегий муниципальных образований. Ознакомиться с ней можно здесь.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно