Версия для печати 3016 Материалы по теме
Уважаемые коллеги!
зубков


Сегодня мы проводим совместное заседание Государственной комиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья и Совета по развитию лесопромышленного комплекса, поскольку основные вопросы нашей повестки напрямую касаются деятельности и Совета, и Госкомиссии.

Вопрос развития лесного хозяйства имеет не только важное экономическое, но и социальное значение.

Прежде всего, мы выслушаем доклад о результатах разработки Концепции стратегии развития лесного комплекса на период до 2020 года. Разработчики Концепции стратегии провели анализ тенденций развития и проблем отрасли, ситуации на внутреннем и внешнем рынках, определили основные приоритеты, сценарные условия развития леспрома, обозначили рамки его финансовых потребностей и инвестиционный потенциал. Концепция прошла широкое обсуждение с представителями науки и бизнеса, согласована со всеми заинтересованными органами исполнительной власти.

Надо подвести окончательные итоги этой работы для того, чтобы двигаться дальше, т.е. непосредственно к самой Стратегии, которая должна быть представлена Совету в июне этого года. Стратегия позволит сформировать грамотную национальную лесную политику и систему планирования на федеральном, региональном и местном уровнях и решить одну из важнейших на сегодня задач - создать в отрасли достаточное количество мощностей по глубокой переработке древесины.

Мы уже приняли ряд мер для ее реализации. Например, по стимулированию инвестиций в этот сегмент. Это - снятие вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки, их повышение для необработанного круглого леса, упразднение импортных пошлин на многие виды технологического оборудования, используемого в леспроме.

Прошлым летом вышло постановление "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов". В нем преференции для инвесторов в виде предоставления лесного участка в аренду без проведения аукциона, снижения размера арендной платы на 50% на срок окупаемости проекта. Но все предложенное - явно не достаточно. По большому счету, ситуация меняется пока, к сожалению, медленно.

Объемы заготовки древесины, производства пиломатериалов, древесностружечных плит, целлюлозы, бумаги и картона в прошлом году еще не достигли уровня 1990 года. Импорт бумажно-картонной продукции превысил два с половиной млрд.долларов США. По-прежнему "кругляк" утекал за рубеж почти в тех же объемах, что и раньше. И если в целом по России в прошлом году есть сокращение на 1 млн. куб. м., то, к сожалению, экспорт в Китай вырос на 20%.

И здесь мы как раз рассматриваем вопрос по развитию мощностей по глубокой переработке древесины на Дальнем Востоке и Забайкалье.

Очевидно, что наши партнеры энергично запасаются этим "кругляком", ведь с 1 января 2009 года пошлины повысятся до 50 евро за кубометр. Думаю, спрос начнет резко падать.

На Дальнем Востоке допустимый объем изъятия древесины превышает 94 млн.куб.м. в год. К сожалению, этот потенциал используется менее чем на четверть. Уровень переработки, в том числе древесины ценных пород, здесь не превышает 15%. На Камчатке и Сахалине, в Якутии, Магаданской и Еврейской областях мощностей по глубокой переработке вообще нет.

Не менее важно сосредоточиться на инвестиционной составляющей. Потребность в новых мощностях настолько велика, что отечественные и зарубежные инвесторы могут обеспечить себя работой на многие годы вперед. Мы сегодня имеем уже 200 инвестиционных предложений, которые поступили в Минпромэнерго. Это очень хорошо.

У нас еще в прошлом году почти ничего не было, а сейчас уже две сотни инвестиционных предложений. Но, к сожалению, из них лишь 20 с Дальнего Востока и Забайкалья. И это при том, что ситуация с развитием глубокой переработки стоит здесь наиболее остро. Удивляет и пассивность в вопросах привлечения к решению задач отрасли таких институтов развития, как Инвестиционный фонд и Внешэкономбанк. К сожалению, ни одного сигнала из этого региона к ним не поступало.

Еще раз повторю: работа по развитию лесопромышленного комплекса, особенно в лесообеспеченных областях, имеет для страны огромную важность. Поручения Президента и Правительства в этой сфере, к сожалению, выполняются медленно, так же, как и задания Госкомиссии по развитию Дальнего Востока.

На мой взгляд, причина - в организации работы на местах, в конкретных субъектах и их руководителях. Наверное, уже просто смирились, что там текут реки круглого леса в Китай, кому-то это даже интересно. Дальше так продолжаться не может.

Необходимо активизировать деятельность самой Комиссии в этом направлении, а также министерств и Аппарата Правительства. В ходе заседания мы обязательно к этой теме еще раз вернемся.

Правительство России
Поделиться