Версия для печати 6123 Материалы по теме
Сергей Гусев
 Сергей ГУСЕВ, руководитель УФК по Алтайскому краю 

Днем образования органов Федерального казначейства в Алтайском крае можно считать 13 августа 1993 г., когда приказом министра финансов РФ был назначен начальник Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю. В декабре того же года приобретено первое здание УФК, разработана структура ведомства и созданы первые отделы.

Становление территориальных органов Федерального казначейства сопровождалось большими трудностями: отсутствием инструктивных материалов, служебных помещений, кадров и, самое главное, денежных средств. Многие главы районных администраций считали казначейство, созданное для контроля за расходованием федеральных денежных средств, излишней надстройкой над ними.

В первом квартале 1994 г. управление и отделения Федерального казначейства в городах и районах края провели подготовительную работу для принятия функции по учету доходов федерального бюджета, передаваемой налоговыми органами и Центробанком, а также по осуществлению финансирования организаций, учреждений и предприятий, перешедших на обслуживание в органы Федерального казначейства. К 1 августа 1994 г. в городах и районах края функционировало 58 отделений Федерального казначейства из 65 запланированных.

После открытия органам казначейства балансового счета 100 «Доходы федерального бюджета» в 1994 г. одним из основных вопросов стало внедрение автоматизированной системы исполнения федерального бюджета. С 1 января 1995 г. все отделения Федерального казначейства приступили к финансированию расходов федерального бюджета.

Одновременно в крае велась огромная работа по созданию материально-технической базы УФК и обеспечению коллективов создаваемых отделений служебными помещениями и необходимой техникой. 1995 г. стал годом становления  казначейской системы. Особое внимание уделялось подбору квалифицированных кадров, главным образом за счет ведущих специалистов финансовых комитетов. Для решения финансово-экономических вопросов был образован методологический совет УФК, созданы первые пилотные центры в городах края. Так в короткий срок в Алтайском крае было сформировано одно из крупнейших в России территориальных органов Федерального казначейства.

В 1995–1998 гг. органы Федерального казначества Алтайского края осваивали работу с расходной частью федерального бюджета. Появилась четкая схема доведения выделенных из федерального бюджета средств до каждой бюджетной единицы, при этом средства не попадали на счета соответствующих распорядителей, а доводились до конечных получателей на основании распределительных решений их вышестоящих органов (в пределах выделенных средств) через казначейские счета. Развитие системы казначейского исполнения федерального бюджета создало предпосылки для финансирования федеральных расходов и программ за счет федеральных доходов, поступающих в регионе.

12 января 1998 г. начальником Главного управления федерального казначейства Минфина России была назначена Т. Г. Нестеренко. С приходом нового руководителя темпы развития казначейской системы стали настолько высокими, что участники бюджетного процесса часто не успевали осваивать новые технологии исполнения бюджета, ведения учета и составления отчетности. Методично, одна за другой, ставились все новые и новые задачи по совершенствованию бюджетного процесса, кассового исполнения и кассового обслуживания исполнения бюджетов. Под руководством Т. Г. Нестеренко в течение 2000–2002 гг. создана вертикальная структура органов Федерального казначейства, включающая 89 управлений по субъектам РФ и 2 249 отделений.

За это время УФК по Алтайскому краю преодолело множество важнейших этапов. Переломными из них были:
  • внедрение порядка доведения через органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета;
  • переход на новый программный комплекс «Центр-КС» с параллельным внедрением системы электронного документооборота «СЭД» с бюджетополучателями и распорядителями;
  • учет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • переход на исполнение федерального бюджета по расходам в условиях функционирования единого казначейского счета УФК, открытого на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюд­жета»;
  • новый порядок обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • внедрение новой бюджетной классификации и новой инструкции по бюджетному учету.
Конечно, не все шло гладко, приходилось решать множество объективных и субъективных проблем, которые порой казались неразрешимыми. Если вспомнить ситуацию в стране на стыке тысячелетий, в частности проблемы с выплатой зарплаты работникам бюджетной сферы, то становится понятным, почему администрация Алтайского края одной из первых в России приняла решение внедрить с 2000 г. систему кассового обслуживания исполнения краевого и местных бюджетов органами Федерального казначейства с открытием лицевых счетов бюджетополучателей. Два года потребовалось органам казначейства края и краевым финансовым органам, чтобы выполнить поставленные задачи. В 2002 г. перевод исполнения доходной и расходной части бюджета края на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства был полностью завершен. При этом у исполнительной власти появилась возможность постоянного контроля за целевым использованием бюджетных средств, исчезли дни банковского «пробега» между счетами соответствующих бюджетов и бюджетополучателями, был открыт доступ к оперативной информации об остатках финансовых средств на счетах, практически погашена задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы (в отдельных рай­онах она достигала от двух месяцев до полугода).

Следующим этапом стало внедрение Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н и вступившего в силу с 1 января 2006 г. Приказ устанавливает единый порядок кассового обслуживания операций по кассовым выплатам из бюджетов. Нужно отметить, что в Алтайском крае этот процесс прошел без особых потрясений, так как опыт подобной работы уже имелся.

Существующая практика кассового обслуживания исполнения краевого и местных бюджетов укрепила доверие к органам Федерального казначейства края – об этом свидетельствует инициирование главами администраций муниципальных образований перехода на кассовое обслуживание органами казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. С 2005 г. региональным управлением и отделениями проводится работа по открытию и ведению таких счетов.

В июле 2003 г. к 10-й годовщине образования УФК по Алтайскому краю был создан интернет-сайт. Сегодня на нем размещается информация по обновлению централизованных программных продуктов, информация по ведению реестра государственных контрактов и сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, другие актуальные сведения.

В 2007 г. нашему УФК удалось успешно решить несколько серьезных задач, поставленных Федеральным казначейством:
  • практически закончено внедрение системы электронного документооборота органов Федерального казначейства с главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, администраторами поступлений, финансовыми органами края и администрациями муниципальных образований;
  • органы Федерального казначейства выполняют функции по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ;
  • закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд органов Федерального казначейства края осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона № 94-ФЗ;
  • с целью модернизации админис­тра­тивно-управленческих процессов в органах Федерального казначейства в рамках административной реформы проведена реорганизация некоторых отделений управления; кроме того, все отделения перешли на типовую организационно-штатную структуру и т.д.
Все вышесказанное стало возможным благодаря четкой постановке задач Федеральным казначейством, его непосредственному участию в их решении, а также тесному взаимодействию сотрудников центрального аппарата казначейства с территориальными органами. Кроме того, нам бы не удалось достичь таких результатов без полного взаимопонимания с законодательной и исполнительной властью края и тесных связей с финансовыми органами региона, налоговой службой, Центральным банком и Сбербанком России.

В 2008 г. остаются актуальными задачи, реализация которых началась еще в 2007 г.:
  • в рамках проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации» большое внимание будет уделено созданию системы инженерного обеспечения объектов информатизации органов казначейства края, которая гарантирует бесперебойную работу управления и подведомственных отделений, развитие ведомственной транспортной сети;
  • продолжится ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации;
  • предполагается поддерживать работу центров правового сопровождения отделений управления, созданных в 2007 г. в рамках системы оказания юридической помощи;
  • в связи с вступлением в силу с 1 января 2008 г. поправок в Бюджетный кодекс РФ планируется реализовать одну из существенных новаций, создав в органах исполнительной власти подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля);
  • будет продолжено внедрение новых технологических регламентов.
Свой 15-летний юбилей УФК по Алтайскому краю встречает с гордостью за проделанную работу и с уверенностью в успешном решении новых задач. Сегодня в подчинении нашего управления находятся 63 отделения в городах и районах края (по этому показателю УФК по Алтайскому краю является самым крупным среди субъектов РФ). Штатная численность персонала органов Федерального казначейства края по состоянию на 1 января 2008 г. составляет 1 380 человек. Управлением регулярно ведется мониторинг работы подведомственных отделений по разработанной нами форме и алгоритму с целью определения загруженности государственных служащих отделений и эффективности их деятельности.

В органах Федерального казначейства края осуществляется кассовое обслуживание исполнения краевого бюджета, а также бюджетов 11 городов, 60 районов, ЗАТО «Сибирский»;  открыты 1 261 лицевой счет получателей средств федерального бюджета и 5 675 лицевых счетов получателей средств краевого и местных бюджетов; 1 560 счетов  бюджетов муниципальных образований открыто управлению на балансовых счетах 40204 «Средства местных бюджетов» и 40703 «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации».

В канун 15-летия УФК нельзя не отметить, что четко функционирующая казначейская система края является результатом безграничной преданности делу тысячи работников казначейской системы и, конечно, наших ветеранов, передавших свое дело в надежные руки молодой смены. Мы с большим уважением относимся к нашим сотрудникам и делаем все, чтобы предотвратить текучесть кадров.

Особое внимание руководство управления уделяет повышению образовательного уровня служащих.

Сегодня в УФК по Алтайскому краю работают два человека, имеющих ученую степень, девять учатся в аспирантуре. Специалистов с высшим образованием в ведомстве 95,5%, в том числе 6% – с двумя высшими образованиями; со средним профессиональным образованием – 4,5%. По сравнению с 2007 г. общий образовательный уровень сотрудников вырос на 6%.

Отрадно видеть, как постепенно складываются казначейские традиции, крепнет корпоративный дух. За последние годы УФК по Алтайскому краю не только завоевало большой авторитет в финансовых кругах региона, но и добилось весомых результатов в формировании собственного имиджа. Совершенно очевидно, что принадлежность к казначейской структуре становится все более престижной, причем не в плане материальной выгоды, поскольку заработная плата у казначеев не самая высокая. Престиж профессии формировался не только в повседневной деятельности, но и в тех общественно значимых делах, без которых жизнь любого коллектива сегодня невозможна.

Сотрудники нашего управления участвуют в краевых спартакиадах госслужащих и ставших традиционными корпоративных оздоровительных праздниках, таких как «День здоровья». Продумана экипировка не только для спортсменов, но и для болельщиков: этот, казалось бы, внешний фактор играет немаловажную роль в создании имиджа казначейства. В прошлом году команда футболистов УФК выиграла самые престижные турниры: III чемпионат Алтайского банковского союза и III турнир по мини-футболу среди казначеев Сибирского региона, причем инициатором проведения последнего в 2005 г. выступило УФК по Алтайскому краю. И уже три года подряд переходящий кубок украшает спортивный стенд музея УФК по Алтайскому краю. Казначеи не остаются в стороне и от общественно-политической и культурной жизни края, уже несколько лет сотрудничая с городским общественным фондом поддержки населения.

Сегодня система органов Федерального казначейства успешно функционирует, обеспечивая решение важнейших государственных задач. Это подтвердила прошедшая 19 февраля 2008 г. расширенная коллегия Федерального казначейства, посвященная подведению итогов работы ведомства за 2007 г. и задачам на 2008 г. В решении коллегии обозначены векторы дальнейшего развития Казначейства России на 2008–2010 гг., а в утвержденном министром финансов РФ А. Л. Кудриным плане деятельности Федерального казначейства на 2008 г. определены основные цели и прогнозируемые результаты работы ведомства на 2008 г.

Задачи, стоящие перед Казначейством России, масштабны и ответственны. Главная задача – перевод с 1 января 2010 г. на кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, единственного звена бюджетной системы, которое пока не обслуживается органами Федерального казначейства. В течение ближайших трех лет необходимо также внедрить систему управленческого учета по гл. 100 «Федеральное казначейство», завершить работы по проекту модернизации казначейской системы.

Полностью разделяю и поддерживаю решение Федерального казначейства о внедрении в среднесрочной перспективе электронного документооборота со всеми участниками бюджетного процесса, имеющими такую техническую возможность, а также внедрении системы Landocs и технологического регламента ППО АСД в управлениях по субъектам РФ. Важной, можно сказать, государственной задачей считаю проведение в 2008–2009 гг. работ по оптимизации расчетов, осуществляемых участниками бюджетного процесса Российской Федерации, в рамках совершенствования платежной системы страны, что, в свою очередь, позволит Казначейству России управлять операциями на едином казначейском счете с использованием банковских электронных срочных платежей Банка России.

Работа по регламентации деятельности Федерального казначейства, проводимая в рамках административной реформы и предусматривающая внедрение новых административных регламентов, обеспечит еще более четкое функционирование органов Казначейства России. Она полностью соответствует задачам, поставленным Президентом РФ в своих посланиях. Уверен, что и с новым руководителем Федерального казначейства Р. Е. Артюхиным процесс постоянного совершенствования системы исполнения федерального бюджета и процедур кассового обслуживания исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы продолжится, а все поставленные перед органами казначейства задачи будут успешно решены.



Справка «Бюджета»

Сергей Иванович ГУСЕВ, руководитель УФК по Алтайскому краю

Родился 10 июня 1951 г. в с. Поперечном Каменского района Алтайского края.
В 1981 г. окончил Алтайский государственный университет, в 1993 г. – Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Доктор экономических наук, профессор.
С 1993 г. по настоящее время – руководитель Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.
Заведующий кафедрой «Государственное регулирование экономики» Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова.
Награжден нагрудным знаком Минфина России «Отличник финансовой работы», знаком отличия «За безупречную службу XXX лет», почетной грамотой Минфина России. Заслуженный экономист РФ.



Источник: © Бюджет, 2008, № 3
Поделиться