Итоги Всероссийского муниципального форума


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоялось награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
Финансы№ 2 февраль 2018 — 15 Февраля 2018

Механизмы обеспечения сбалансированности бюджета

Российская Федерация

Версия для печати 1249 Материалы по теме
Механизмы обеспечения сбалансированности бюджета

Екатерина Владимировна БУЦКАЯ, министр финансов Ульяновской области

Бюджет Ульяновской области уже долгие годы является социально ориентированным. Ежегодно львиная доля расходов направлена на обеспечение публичных услуг в сфере социальной политики, образования, здравоохранения. Для выполнения взятых на себя социальных обязательств Правительство Ульяновской области ведет активную работу по выявлению дополнительных доходных источников, оптимизации расходов и сокращению долговой нагрузки. Но при этом создание благоприятных условий для развития человеческого капитала по-прежнему является приоритетом бюджетной политики региона.

Резервы роста доходов

Результатом активной инвестиционной политики Правительства Ульяновской области, межведомственного взаимодействия региональных и федеральных органов власти, активной работы по противодействию теневому сектору экономики в регионе является интенсивный рост объема поступлений собственных доходов в консолидированный бюджет области. С 2015 года наша область занимала лидирующие места по темпу роста собственных доходов среди субъектов ПФО и Российской Федерации. В 2017 году положительная тенденция роста доходов региона продолжилась — за 11 месяцев сумма поступлений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилась более чем на 2 миллиарда рублей, или на 5,1%. Темп роста собственной доходной базы в январе — ноябре 2017 года превышал среднеокружной на 0,1%.

В целях наращивания объема налогооблагаемой базы в 2018 году приняты меры, которые будут способствовать дальнейшему росту доходов областного бюджета Ульяновской области и местных бюджетов. Прежде всего Правительство Ульяновской области приняло решение о переходе с 1 января 2018 года на исчисление налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости согласно требованиям Налогового кодекса. Кроме того, с начала года повышены ставки транспортного налога на автомобили с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил, яхты, катера, моторные лодки и снегоходы. Также отменено или приостановлено действие неэффективных либо низкоэффективных налоговых льгот, суммарный эффект от чего только в 2018 году ожидается в объеме 395,7 миллиона рублей.

Дополнительные доходы в сумме 200 миллионов рублей ожидаются в связи с отменой на федеральном уровне налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013 года. В соответствии с Налоговым кодексом на территории Ульяновской области будет действовать максимальный размер ставки этого налога — 1,1%. Таким образом, сумма дополнительных доходов бюджета Ульяновской области составит более 600 миллионов рублей.

Сокращение госдолга

В 2017 году мы принципиально по-новому подошли и к решению вопросов снижения долговой нагрузки. Перед нами стояли три задачи — сохранить государственный долг на безопасном уровне, но при этом изменить его структуру, то есть заменить коммерческие кредиты бюджетными, а также снизить расходы на обслуживание госдолга.

На торги по выбору банков-кредиторов привлекалось от четырах до шести участников в рамках каждой закупочной процедуры, в то время как в других субъектах ПФО — не более 2–3. Это позволило нам заключить 22 контракта на общую сумму 3,2 миллиарда рублей и уменьшить общую стоимость кредитов на 800 миллионов рублей. Кроме того, были перекредитованы дорогие контракты под ставки размером от 8,94 до 10,4%. Это привело к снижению средней ставки по коммерческим кредитам с 11,5 до 8,8% годовых. Реализация данных мероприятий позволила сократить расходы бюджета на обслуживание госдолга  в 2017 году на 72 миллиона рублей.

7 декабря 2017 года у нас состоялся дебютный выпуск облигаций объемом 5 миллиардов рублей. Спрос инвесторов превысил предложение, что позволило установить ставку первого купона облигаций серии 35001 в размере 8,1% годовых. Выпуск облигаций позволил региону в декабре 2017 года получить экономический эффект в размере 36 миллионов рублей.

Всего расходы на обслуживание государственного долга в 2017 году снизились на 267 миллионов рублей, что составило более 14% от утвержденного плана по данному виду расходов. Эффект в 2018 году превысит 700 миллионов рублей, или более 36% от первоначального плана.

Бюджет развития

Бюджетная политика, проводимая Правительством Ульяновской области, ориентирована на эффективное и прозрачное управление государственными финансами, что является базовым условием для устойчивого развития экономики региона и социальной стабильности. На протяжении всего планирования бюджета проходили широкие общественные обсуждения. Формирование бюджета на 2018 год осуществлялось строго в соответствии с утвержденным графиком и рекомендациями федерального центра. Бюджет на ближайшую трехлетку верстался с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики, прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на 2018–2020 годы, изменений налогового и бюджетного законодательства.

Впервые в 2018 году по аналогии с федеральным бюджетом на региональном уровне введено бюджетное правило, которое предполагает распределение дополнительных доходов бюджета Ульяновской области на решение приоритетных задач. Так, 50% сверхплановых поступлений будет направлено на исполнение указов Президента РФ, 25% — на развитие Ульяновской области в целях увеличения налогового потенциала и стимулирования экономически значимых отраслей, по 10% предусмотрено на погашение кредиторской задолженности и снижение долговой нагрузки, обслуживание государственного долга и еще 5% — в Резервный фонд Ульяновской области. Мы исходили из реальных финансовых возможностей и сформировали главный финансовый документ области таким образом, что при любой экономической конъюнктуре социальные обязательства будут исполнены.

Бюджет на 2018 год не только предполагает высокий уровень социальных расходов, но и является бюджетом развития. Предусмотрены средства на поддержку отдельных инвестиционных проектов, сельского и дорожного хозяйства в сумме 7,4 миллиарда рублей. Удельный вес расходов, направленных на бюджет развития, составит 15,5%. В 2018 году в полном объеме заложены расходы на дорожный фонд — 3,7 миллиарда рублей. На укрепление материально-технической базы учреждений образования предусмотрено более 1,2 миллиарда рублей, из которых основная сумма — 631 миллион рублей — будет направлена на строительство социально значимых объектов в сфере здравоохранения, спорта и культуры.

Как и прежде, правительство региона активно поддерживает малое и среднее предпринимательство, и в этом году на развитие данного направления в областном бюджете предусмотрено 224 миллиона рублей.

Кроме того, 163 миллиона рублей пойдет на благоустройство дворовых территорий, городских парков и мест общего пользования. Планируется направить 157 миллионов рублей на формирование инфраструктуры промышленной зоны «Заволжье» и индустриального парка «Димитровград». Несомненно, актуальным остается улучшение инфраструктуры наших аэропортов, на это выделено 58 миллионов рублей.

Расходы бюджета Ульяновской области  запланированы, как и в прежние годы, по программному принципу и учитывают все первоочередные потребности региона. В 2018 году будут реализовываться 19 государственных программ с общим объемом финансирования 45,4 миллиарда рублей, что составляет 95,4% всех расходов областного бюджета.

Поделиться