Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
Сентябрь,
Москва
Экономика№ 2 февраль 2018 — 05 Марта 2018

Проектное управление — система, которой доверяют

Российская Федерация

Актуальные темы идеи обзоры статистика

Единственное в стране

издание о государственной

финансовой политике

Подробные разъяснения

от законодателей

и методологов страны

Подписаться
Версия для печати 897 Материалы по теме
Проектное управление — система, которой доверяют

Мария Сергеевна КОБЗАРЕНКО, заместитель директора Департамента проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа — Югры — начальник организационно-правового управления департамента

За два с небольшим года Ханты-Мансийский автономный округ — Югра стал одним из регионов-лидеров по внедрению проектного управления. За это время была сформирована уникальная правовая и методическая база по управлению проектами и портфелями проектов, взятая за основу многими регионами, запущена система мотивации участников проектов, разработана модель компетенций, осуществлена автоматизация процессов управления проектами.

Как все начиналось

К выполнению поручения Президента РФ о создании проектных офисов, которое было озвучено в 2015 году, регионы подошли по-разному. В частности, в Югре был создан самостоятельный орган власти — Департамент проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — Департамент), наделенный правом нормативного регулирования в данной сфере. Такой способ организации проектной работы сыграл важную роль в дальнейшем развитии системы и в построении взаимодействия с участниками проектной деятельности.

С самого начала перед Департаментом была поставлена масштабная задача: внедряемая система должна охватить все сферы деятельности, а в реализации запускаемых проектов должны участвовать все уровни власти. Справедливости ради стоит сказать, что при решении этой задачи нам часто приходилось сталкиваться с прямым выражением недовольства и открытым сопротивлением. Мы понимали, что при таких глобальных изменениях данная ситуация является нормальной, поэтому сохраняли спокойствие и делали свое дело.

В самом начале работы на региональном уровне была утверждена дорожная карта, устанавливающая сжатые сроки внедрения. Далее для успешной работы появилась необходимость не только детализировать дорожную карту, но и создать команду, которая включала бы сотрудников различных региональных ведомств с разными компетенциями. В частности, нам требовалась помощь кадровиков, так как возникало много вопросов в сфере госслужбы и кадров (как формировать команды, определять требования к участникам, как их обучать и т. д.). Для информационной поддержки развития проектной деятельности нам было необходимо содействие Департамента общественных и внешних связей, а для автоматизации управления проектами — участие Департамента информационных технологий.

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре выстроена система управления проектами, признанная в 2016 году лучшей в госсекторе России (по итогам Всероссийского конкурса «Проектный Олимп»). В 2017 году муниципальный проектный офис города Когалыма стал победителем среди офисов федерального, регионального и местного уровней.

Учитывая межведомственный характер проектного управления, мероприятия по его внедрению запустили как самостоятельный проект — приоритетный, имеющий стратегическое значение для региона. Это позволило создать межведомственную команду, а также получить поддержку руководителя региона. Детализированная дорожная карта стала основой для разработки проектных документов: паспорта и календарного плана с указанием сроков и ответственных лиц. Данные документы, утвержденные на высшем уровне, определили обязательства всех участников проекта. Такой подход позволил апробировать на практике разрабатываемые проектные механизмы (например, формы документов и процессы сбора отчетности). То есть Департамент сначала апробировал планируемые изменения на проекте внедрения нового подхода, и только после этого новшества внедрялись в других подразделениях.

Нормативная правовая база

За время деятельности Департамента создана целостная система нормативных правовых актов по управлению проектами. В качестве основных можно выделить два вида документов: 1) регулирующие процессы управления проектами и портфелями проектов; 2) связанные с мотивацией участников проектной деятельности.

Документы, регулирующие процессы управления проектами и портфелями проектов

Здесь основополагающим документом, имеющим нормативный характер, является Положение о проектной деятельности. Он утвержден правительством региона, прошел полную процедуру согласования, в том числе с органами прокуратуры, и обязателен к исполнению для всех участников проектной деятельности. В положении расписаны основные роли, процессы и подходы управления проектами и портфелями. Первая редакция положения появилась в 2015 году, а спустя полгода с учетом полученной практики документ был существенно доработан и обновлен.

Для развития норм положения утверждены Регламенты управления проектом и портфелем проектов. Это более детальный уровень регулирования. В регламентах пошагово описаны процедуры планирования и мониторинга, установлены сроки и ответственные лица на каждом этапе управления проектами. Регламенты вводятся в действие нормативными приказами Департамента — это также нормативные акты, обязательные к выполнению всеми участниками проектной деятельности.

Далее идут формы управленческих документов (паспорта, календарного плана, отчетности, реестров и т. д.) и требования к их содержанию. Названные документы требуют регулярного и более частого по сравнению с регламентами обновления, в связи с чем утверждаются распорядительными актами Департамента. Кроме того, на постоянной основе ведутся реестры и архивы по установленным требованиям. Это необходимая база, которая позволяет в любой момент получить информацию по той или иной активности.

Документы, связанные с мотивацией участников проектной деятельности

Этот вид включает верхнеуровневое Положение о мотивации — нормативный документ, принятый на уровне губернатора автономного округа, в котором описаны основные подходы в части стимулирования участников проектной деятельности. Для фактической реализации Положения о мотивации принята методика расчета ключевых показателей эффективности, а также рейтинг участников проектной деятельности.

Рейтингование — один из наиболее эффективных инструментов, позволяющих реализовать механизмы нематериального стимулирования участников проектов. Рейтинг участников формируется ежеквартально на основе рассчитанных в соответствии с методикой показателей. По результатам оценки показателей, сведенных в рейтинг, Департамент готовит предложения о выплате премии за участие в проектах.

Правовая база по проектному управлению включает также модель оценки компетенций. Она определяет перечень требований к уровню компетентности участников проектов, позволяет на регулярной основе оценивать их соответствие требованиям и формировать для них рекомендации относительно развития компетенций.

Стоит заметить, что регулярно, примерно раз в год, вся правовая и методическая база обновляется.

Поделиться