Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
Сентябрь,
Москва
Госзаказ№ 2 февраль 2018 — 02 Марта 2018

Обосновать Н(М)Ц закупки

Российская Федерация

определение НМЦК

Актуальные темы идеи обзоры статистика

Единственное в стране

издание о государственной

финансовой политике

Подробные разъяснения

от законодателей

и методологов страны

Подписаться
Версия для печати 808 Материалы по теме
Обосновать Н(М)Ц закупки

Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center, кандидат юридических наук

Заказчики, работающие в правовом поле Закона № 223‑ФЗ, освобождены от обязанности обосновывать начальную (максимальную) цену закупки. Однако это вовсе не значит, что о данном процессе нужно забыть. Давайте проанализируем, какие базовые правила стоит помнить госкомпаниям при установлении требования об обосновании Н(М)Ц.

На сайте bujet.ru есть библиотека статей, посвященная определению и обоснованию НМЦК. Если вам необходимо больше материалов по этой теме, вы можете ознакомиться с библиотекой по ссылке.

Требование об обосновании заказчиком Н(М)Ц не содержится ни в действующей, ни в пореформенной редакции Закона № 223‑ФЗ, которая вступит в силу с 1 июля 2018 года. Однако очевидно, что в большинстве случаев обоснование Н(М)Ц закупки необходимо и рационально с точки зрения потребностей самого заказчика. В связи с чем уже сегодня целый ряд субъектов РФ установил для госкомпаний, подведомственных региональным правительствам, требование об обосновании начальной (максимальной) цены. В данном случае речь идет о публичном обосновании, и внимание здесь, как правило, уделяется юридическим аспектам. То есть компаниям вменяется в обязанность строго соблюдать процедуру обоснования, предписанную региональным актом. Зачастую эта процедура более или менее повторяет правила контрактной системы. Вместе с тем обоснование Н(М)Ц по Закону № 44‑ФЗ связано с рядом трудностей.

Источники информации

Одной из ключевых проблем обоснования закупки по правилам контрактной системы является заложенное в основу методологии представление об узком коридоре вариативности цены на однородную продукцию. Проще говоря, предполагается, что в одном и том же регионе стоимость двух похожих батонов хлеба, или двух похожих пар обуви, или двух поездок на такси на одинаковое расстояние всегда почти одинакова. Но на практике, как мы прекрасно знаем, это далеко не так. При поиске цен товаров, идентичных с точки зрения контрактной системы, мы можем получить разброс цен в несколько раз. Это означает, что, взяв максимальную цену из верхней ценовой категории и даже показав формальную экономию со снижением цены по итогам закупки на треть, заказчик все равно закупит товар, работу или услугу выше рынка. А уж о чем говорить, если цена взята из верхней ценовой категории, а продукция представлена поставщиком, специализирующимся на поставках экономкласса?!

Для минимизации этого риска повышенное внимание стоит уделить правилам поиска и сопоставления информации о ценах. При поиске информации заказчику в первую очередь важно максимально точно сформулировать для себя представление об образце той продукции, которую он желает закупить. Разумеется, у любого заказчика есть закупки с элементами исследования рынка, когда изначально возможно сформулировать лишь потребность, а методы ее удовлетворения путем поставки той или иной продукции предлагают сами поставщики. Однако едва ли такие специфические закупки у каждого заказчика занимают подавляющее большинство. Как правило, мы представляем себе, для каких целей и что именно хотим закупить.

В большинстве случаев добрым подспорьем здесь может служить использование товарного знака или иных средств индивидуализации. В пореформенной редакции Закона № 223‑ФЗ исключено право указывать конкретный товарный знак в закупочной документации без оговорки об эквиваленте (за исключением случаев совместимости, по образцу контрактной системы). Однако на стадии поиска информации о ценах конкретный товарный знак держать в мыслях все же придется.

При этом только товарным знаком дело не ограничивается. Помимо него важно максимально точно сформулировать представление о потребительских свойствах закупаемой продукции (на это справедливо указывается и в нормах о контрактной системе). Проще говоря, нам нужно искать цены не просто на «хлеб» или «такси» и даже не просто на определенную марку — нам нужно четко понимать, что мы ищем цену конкретного физически существующего товара или цену работ либо услуг с четко заданными параметрами в привязке к месту и ко времени.

Наконец, при поиске информации важно не угодить в ловушку откровенно завышенных либо столь же откровенно демпинговых цен. Чтобы в данном вопросе пройти между Сциллой и Харибдой, необходимо заранее установить источник информации, которому заказчик доверяет (для удобства работы можно использовать те же самые интернет-маркеты или агрегаторы), и в дополнение к этому исключить предложения из тех сегментов (крайне экономных и крайне роскошных), которые не вызывают доверия как репрезентативные. Если необходимо, то можно прямо указать магазины или поставщиков, цены которых не принимаются к сравнению. Здесь важно не провести ложной аналогии и не чинить препятствий для таких поставщиков, если они решат участвовать в закупке и согласятся с установленными заказчиком ценовыми границами. Лучше по возможности установить те признаки, которые свидетельствуют о нерепрезентативности цен данного источника. И таким признаком необязательно должно быть лишь пресловутое отклонение более чем на треть от остальных цен…

Все перечисленные выше правила субъект Закона № 223‑ФЗ не обязан ни включать в свое положение о закупках, ни каким бы то ни было иным образом публичить (разумеется, за исключением случаев, когда публикация порядка обоснования начальной цены предписана ему ведомственными требованиями). Однако и для удобства, и для внутренней прозрачности закупочного процесса, и для под­спорья в экономии закупочных бюджетов стоит свести изложенные выше рекомендации в единый внутренний документ. Важно, чтобы документ этот был в первую очередь пособием для заказчика, помогающим принять верное решение, а не сборником обязательных процедур, увеличивающих объем бумажной работы при подготовке закупки.

Поделиться