Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
Сентябрь,
Москва
Социальная сфера№ 2 февраль 2018 — 01 Марта 2018

Адресная социальная помощь: опыт Франции

Российская Федерация

Актуальные темы идеи обзоры статистика

Единственное в стране

издание о государственной

финансовой политике

Подробные разъяснения

от законодателей

и методологов страны

Подписаться
Версия для печати 1122 Материалы по теме
Адресная социальная помощь: опыт Франции

Для Франции борьба с бедностью — крупнейшая стратегическая задача, решение которой осуществляется двумя главными способами. Первый — обеспечение основных минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных для действующих в обществе стандартов потребления. И второй — система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем относительно других положении.

Для многих Франция — страна всеобщего благосостояния, вместе с тем, по данным эксперта в сфере социальной защиты отдела международных отношений и исследований Министерства солидарности и здравоохранения Франции Марии Ромэри[1], доля бедных в стране составляет 13,6%. К самым уязвимым группам населения относятся: в разрезе домохозяйств — одинокие родители (35% бедных), в возрастном разрезе — молодежь 20–24 лет (22%), в разрезе статуса занятых — безработные (38%).

Расходы на социальную помощь во Франции составляют почти 32% ВВП  (рисунок 1). Это все социальные расходы, включая выплату пенсий, здравоохранение и т. д. По словам Ромэри, действующая система социальной защиты в стране способствует сокращению бедности: «Если убрать социальные трансферты, исключая пенсии, то уровень бедности с 13,6 процента поднимется до 23,6». То есть социальные меры помогают снизить уровень бедности более чем на десять пунктов (рисунок 2), и в этом немалую роль играет адресность программ социальной защиты.

Трехуровневая система

Во французской системе социальной помощи предусмотрено несколько уровней пособий/льгот для защиты разных групп населения от риска бедности и социального исключения. Главный уровень (рисунок 3) предполагает помощь лицам в трудоспособном возрасте (программа RSA), нетрудоспособным инвалидам (программа AAH), пожилым людям (программа ASPA). Также на этом уровне есть и другие программы для вдов, вдовцов, беженцев и т. д.

Несколько слов о так называемом пособии активной солидарности — программе RSA. На данный вид пособия имеют право лица, чей доход на семью ниже установленного минимума. Сумма RSA составляет 535 евро на одинокого и бездетного бенефициара. Выплачивается ежемесячно, при этом раз в три месяца необходимо сообщать о своих доходах.

Кроме того, все перечисленные выше группы могут претендовать и на дополнительные пособия: семейные пособия при наличии семьи, жилищные субсидии, прочие льготы в натуральном выражении. Например, социальная помощь может быть предоставлена для оплаты счетов за воду, телефон, электричество и газ. Однако чтобы приобрести такое право, человек должен пройти через механизмы проверки и оценки нуждаемости.

Главное — заявиться

Адресность социальной помощи обеспечивается тремя способами: 1) самоотбор; 2) выявление социальными работниками; 3) выявление администрацией (находится на этапе эксперимента). Первый метод, по словам французского эксперта, является главным. Он предполагает, что граждане информированы о наличии пособий, о своих правах на данную помощь и у них нет препятствий для ее получения (одно из препятствий — отсутствие банковского счета). Если человек хочет воспользоваться правом на социальную помощь, он должен заявиться, то есть подать заявление в уполномоченный государственный орган — CAF. На местном уровне есть отделения данного органа.

Кроме того, гражданин должен собрать документы, подтверждающие его личность, уровень его дохода за последние три месяца или его отсутствие, структуру домохозяйства — женат/замужем, есть ли дети и т. д. После административной обработки информации и ее проверки назначается пособие, право на которое необходимо подтверждать каждый квартал. На каждый вид пособия нужно подавать отдельное заявление и собирать новый пакет документов.

Несмотря на то что описанный выше способ обеспечения адресности социальной помощи является основным, здесь есть определенные риски. Главный из них — риск малого охвата наиболее уязвимых категорий. Кроме того, претенденты на социальное пособие зачастую испытывают трудности со сбором достаточно объемного пакета документов, не имеют банковского счета и т. д. Эти риски минимизирует второй способ обеспечения адресности — выявление нуждающихся социальными работниками.

Поделиться