Социальная сфера№ 2 февраль 2018 — 01 Марта 2018

Адресная социальная помощь: опыт Франции

Российская Федерация

Версия для печати 1857 Материалы по теме
Адресная социальная помощь: опыт Франции

Для Франции борьба с бедностью — крупнейшая стратегическая задача, решение которой осуществляется двумя главными способами. Первый — обеспечение основных минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных для действующих в обществе стандартов потребления. И второй — система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем относительно других положении.

Для многих Франция — страна всеобщего благосостояния, вместе с тем, по данным эксперта в сфере социальной защиты отдела международных отношений и исследований Министерства солидарности и здравоохранения Франции Марии Ромэри[1], доля бедных в стране составляет 13,6%. К самым уязвимым группам населения относятся: в разрезе домохозяйств — одинокие родители (35% бедных), в возрастном разрезе — молодежь 20–24 лет (22%), в разрезе статуса занятых — безработные (38%).

Расходы на социальную помощь во Франции составляют почти 32% ВВП  (рисунок 1). Это все социальные расходы, включая выплату пенсий, здравоохранение и т. д. По словам Ромэри, действующая система социальной защиты в стране способствует сокращению бедности: «Если убрать социальные трансферты, исключая пенсии, то уровень бедности с 13,6 процента поднимется до 23,6». То есть социальные меры помогают снизить уровень бедности более чем на десять пунктов (рисунок 2), и в этом немалую роль играет адресность программ социальной защиты.

Трехуровневая система

Во французской системе социальной помощи предусмотрено несколько уровней пособий/льгот для защиты разных групп населения от риска бедности и социального исключения. Главный уровень (рисунок 3) предполагает помощь лицам в трудоспособном возрасте (программа RSA), нетрудоспособным инвалидам (программа AAH), пожилым людям (программа ASPA). Также на этом уровне есть и другие программы для вдов, вдовцов, беженцев и т. д.

Несколько слов о так называемом пособии активной солидарности — программе RSA. На данный вид пособия имеют право лица, чей доход на семью ниже установленного минимума. Сумма RSA составляет 535 евро на одинокого и бездетного бенефициара. Выплачивается ежемесячно, при этом раз в три месяца необходимо сообщать о своих доходах.

Кроме того, все перечисленные выше группы могут претендовать и на дополнительные пособия: семейные пособия при наличии семьи, жилищные субсидии, прочие льготы в натуральном выражении. Например, социальная помощь может быть предоставлена для оплаты счетов за воду, телефон, электричество и газ. Однако чтобы приобрести такое право, человек должен пройти через механизмы проверки и оценки нуждаемости.

Главное — заявиться

Адресность социальной помощи обеспечивается тремя способами: 1) самоотбор; 2) выявление социальными работниками; 3) выявление администрацией (находится на этапе эксперимента). Первый метод, по словам французского эксперта, является главным. Он предполагает, что граждане информированы о наличии пособий, о своих правах на данную помощь и у них нет препятствий для ее получения (одно из препятствий — отсутствие банковского счета). Если человек хочет воспользоваться правом на социальную помощь, он должен заявиться, то есть подать заявление в уполномоченный государственный орган — CAF. На местном уровне есть отделения данного органа.

Кроме того, гражданин должен собрать документы, подтверждающие его личность, уровень его дохода за последние три месяца или его отсутствие, структуру домохозяйства — женат/замужем, есть ли дети и т. д. После административной обработки информации и ее проверки назначается пособие, право на которое необходимо подтверждать каждый квартал. На каждый вид пособия нужно подавать отдельное заявление и собирать новый пакет документов.

Несмотря на то что описанный выше способ обеспечения адресности социальной помощи является основным, здесь есть определенные риски. Главный из них — риск малого охвата наиболее уязвимых категорий. Кроме того, претенденты на социальное пособие зачастую испытывают трудности со сбором достаточно объемного пакета документов, не имеют банковского счета и т. д. Эти риски минимизирует второй способ обеспечения адресности — выявление нуждающихся социальными работниками.

Соцработник вам в помощь

Социальные работники во Франции присутствуют везде, где есть целевой контингент: в мэрии, в больницах, в школах и т. д. В стране порядка 43 тысяч человек работают в системе социальной помощи. Эти люди информируют претендентов на получение пособий, помогают открыть счет или организовать получение пособий почтовым переводом, проверяют документы, чтобы на этапе обработки их не вернули.

«Это неплохой метод обеспечения адресности, поскольку мы действительно охватываем лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации, а также тех, перед кем стоит риск социального отторжения, — считает Мария Ромэри. — Но для его реализации нужно задействовать большое количество соцработников: на 100 тысяч бедных приходится 500 соцработников». И этого явно недостаточно, так как на каждого работника ложится не одна сотня дел. В итоге соцработник информирует целевой контингент, помогает собирать документы, но он не способен отследить каждого претендента на всех этапах прохождения цепочки. Когда, например, получателю пособия приходит время подтверждать полученное право, он может пропустить срок предоставления документов, ошибиться в перечне необходимых документов, и тогда он теряет право на пособие.

Интервью с претендентом

Последний метод — выявление администрацией. Механизм rendez-vous des droits применяется с 2014 года в экспериментальном порядке. Его цель — повысить уровень информированности и степень охвата. В чем его суть? С претендентом на пособие проводят 30-минутное интервью. Данная работа идет с тремя разными целевыми группами:

1. Претенденты на получение пособия RSA. Им назначают встречу и на протяжении 30 минут рассказывают обо всех прочих пособиях, назначаемых на основании нуждаемости, на которые человек имеет право: жилищная субсидия, на детей и т. д. По итогам этого собеседования человек подает заявки на все эти пособия. Также его информируют об определенных мерах, воспользовавшись которыми он может трудоустроиться. Такой способ помогает человеку активизироваться на рынке труда, найти работу.

2. Лица, у которых недавно произошло жизненное событие (рождение ребенка, смерть, развод или началось раздельное проживание).

3. Прочие граждане, которых обычно направляют организации — партнеры CAF (например, агентства занятости).

О. В. ИЗУТОВА


[1] Выступление эксперта на региональном семинаре «Эффективная социальная поддержка населения», проведенном НИФИ.

 





Поделиться