Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Финансы№ 4 апрель 2018 — 19 Апреля 2018

Внутреннего финансового контроля нет?

Москва

Версия для печати 966 Материалы по теме
Внутреннего финансового контроля нет?

Вопросы организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита стали темой для разговора участников секции, которая прошла в рамках VI Васильевских чтений. 

Внутренний контроль — это не ведомственный контроль

В соответствии с законодательством главные администраторы бюджетных средств должны осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит. На подзаконном уровне существует большое количество нормативных актов, которые регулируют эти процедуры, утверждены соответствующие методические рекомендации. Тем не менее, как отметил директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. В. Романов, складывается ощущение, что внутреннего контроля в том виде, в котором он задумывался, нет. Вернее, цели, для достижения которых были разработаны системы ВФК и ВФА, в настоящее время не достигаются. Это происходит в силу многих причин, как объективных, связанных с недостатком правового регулирования, так и субъективных, вызванных неправильным пониманием главными администраторами бюджетных средств того, как нужно и должно организовывать работу сравнительно новых инструментов.

Конечно, в госструктурах, от которых введения такого контроля требует законодательство, ВФК и ВФА созданы — контрольные органы в лице Счетной палаты и Казначейства России тщательно за этим следят. Но вся проблема в том, что работает эта система, как правило, формально — вся ее организация направлена на соблюдение требований нормативных правовых актов, а не на контроль. Неправильное понимание сути внутреннего финансового контроля и аудита базируется еще и на том, что главный администратор бюджетных средств привык к ведомственному контролю, который существовал всегда и с которым сложно расстаться. В результате происходит неоправданное сращивание аудита и ведомственного контроля. Подразделение ВФА создается, но при этом меняется только вывеска, а функции остаются прежние — контроль направлен на фиксацию нарушений подведомственных организаций, ВФА при этом превращается в довесок к ведомственному контролю. Прежние контролеры, называясь теперь аудиторами, также приходят на проверки, и их задача — не предупреждение нарушений и подготовка рекомендаций по устранению причин их возникновения, а надзор за тем, что уже случилось.

Подготовленные Минфином России поправки в постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 года № 193 пока не решают озвученных проблем, а только формализуют понятия и дают некий инструмент для реализации внутреннего контроля и аудита. «В ближайшее время мы попытаемся нарисовать схему организации ВФК и ВФА, которая должна отвечать основным их принципам, — отметил Романов. — И из этой схемы должно быть предельно ясно, что ВФК — не отдельный институт контроля, а постоянно действующий процесс, который осуществляется не специально назначенными людьми, а сотрудниками, непосредственно выполняющими свои функциональные обязанности».

Что касается ведомственного контроля, то законодательно не прописано, что он должен быть, тем не менее у ГАБС есть полномочия учредителя, в соответствии с которыми он имеет право создавать структуру, призванную осуществлять ведомственный контроль, рассматривая все сферы деятельности подведомственного учреждения, а не только финансовую. При этом ведомственный контроль может и должен использовать резервы и информацию внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Сэкономить ресурсы и обеспечить контроль

О том, как работает система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах власти столицы, рассказала заместитель начальника Главного контрольного управления Москвы И. Е. Зайко. Именно Главконтроль осуществляет методологическое обеспечение ВФК и ВФА, ведомственного контроля, разрабатывая типовые регламенты, положения, образцы оформления приказов и т. д. Кроме того, в Москве есть Межведомственная комиссия по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти при осуществлении ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля, в которую входят представители всех органов власти столицы.

Сегодня ситуация сложилась таким образом, что орган исполнительной власти в соответствии с законодательством должен осуществлять целый ряд контролей: внутренний финансовый контроль фактов хозяйственной жизни в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402‑ФЗ, так как является юридическим лицом; учредительский контроль, так как является учредителем; ведомственный контроль в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом № 44‑ФЗ; внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в соответствии с Бюджетным кодексом. Штатная численность органа власти, как правило, ограниченна, и подмена аудита ведомственным контролем как раз и идет от желания объединить выполнение нескольких обязательных функций, сэкономив ресурсы. При этом, как отметила Зайко, задачи ВФК и ВФА, учредительского контроля и ведомственного контроля часто схожие (рисунок).

В Москве половина ГРБС имеют от 8 до 55 подведомственных учреждений, объем бюджетных средств, направляемых ими на госзаказ, достигает 20 миллиардов рублей. Естественно, что эти ГРБС нуждаются в организации контроля не только непосредственно в своем ведомстве, но и в реализации задач по повышению эффективности использования бюджетных средств всей подведомственной сетью. На этом и базируется понимание Главным контрольным управлением Москвы того, как должна работать система контролей ведомства. «Сейчас необходимо разработать единые стандарты (методики, регламенты) организации контрольных мероприятий в рамках всех имеющихся контрольных полномочий, которые позволят совмещать в едином контрольном мероприятии проверку всех вопросов, входящих в текущем периоде в рисковую зону, независимо от вида контрольных полномочий. Это позволит исключить дублирование контрольных мероприятий, проводимых в отношении одного объекта контроля в рамках всех имеющихся полномочий. Кроме того, необходимо исключить применение различных мер ответственности в зависимости от вида контроля, в рамках которого проводится контрольное мероприятие», — подчеркнула Зайко.

Очень большой вопрос вызывает и соблюдение такого принципа внутреннего аудита, как независимость. Например, штатная численность администраций муниципальных образований города Москвы, как правило, три человека: глава администрации, главный бухгалтер и специалист по закупкам. Выделить из этого состава кого-то независимого и свободного от выполнения бюджетных процедур невозможно.

По идее и задумке методологов ВФК и ВФА работа этой системы должна вести к тому, чтобы информация, полученная в ходе осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, анализировалась и способствовала совершенствованию деятельности органа власти. Главное контрольное управление Москвы проводит регулярный анализ состояния внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах власти столицы и, к примеру, выясняет следующее. Согласно Бюджетному кодексу внутренний контроль направлен на подтверждение соответствия бюджетных операций внутренним стандартам, но ни у одного органа власти, в котором проводилось обследование, внутренние стандарты не были утверждены. То есть внутренний финансовый контроль существует сам по себе и проводится от случая к случаю. Кроме того, были выявлены и такие недостатки, как:

излишняя контрольная нагрузка — тотальный контроль без учета рисковых операций;

неоправданная избирательность контроля, то есть контроль какого-то любимого участка;

формализм при организации контроля, то есть контроль для галочки и поверхностный контроль;

отсутствие обратной связи, то есть контроль без принятия решений по его результатам и контроль без проведения последующего обучения.

Перенастройка

Опыт по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах власти Вологодской области освятил заместитель начальника контрольно-ревизионного управления Департамента финансов Вологодской области М. В. Семенов. Он отметил, что, как показывает практика, для повышения эффективности бюджетного рубля недостаточно периодических контрольных мероприятий в рамках внутреннего государственного финансового контроля.

Поделиться