Финансы№ 5 май 2018 — 16 Мая 2018

По разные стороны рейтинга

Российская Федерация

Версия для печати 724 Материалы по теме
По разные стороны рейтинга

В апреле в Москве прошла ежегодная конференция Fitch Ratings. Аналитики рейтингового агентства и приглашенные эксперты обсудили ряд тем, среди которых факторы, оказавшие влияние на российский сектор субфедеральных заемщиков в прошедшем году, сравнительный анализ кредитоспособности городов и регионов России, рейтингуемых Fitch, а также тренды, влияющие на рейтинги городов и регионов в европейских странах.

Тренды 2017 года

Подводя итоги прошедшего года, В. Е. Редькин, старший директор направления «Международные региональные финансы» Fitch Ratings, отметил улучшение бюджетных показателей российских городов и регионов, но поставил под сомнение устойчивость этих трендов. В частности, комментируя поступления в казну от налога на прибыль, он отметил, что рост отчасти был обеспечен установлением с 2017 года ограничений по переносу убытков прошлых лет на прибыль текущего периода (согласно Закону от 30 ноября 2016 года № 401‑ФЗ).

Общий тренд прошедшего года — дефицит бюджетов сокращался, но около половины субъектов по-прежнему сводили бюджеты с дефицитом (рисунки 1, 2). Ценные бумаги являлись основным источником финансирования дефицита в 2017 году (рисунок 3). Абсолютный объем долга практически не изменился — прямой долг субъектов РФ в прошлом году составил 2,234 триллиона рублей. Объем облигаций вырос на 91 миллиард рублей, банковские кредиты сократились на 133,5 миллиарда рублей (-124,5 миллиарда в 2016 году), а объем бюджетных кредитов изменился незначительно (+19,8 миллиарда). Бюджетные кредиты по-прежнему преобладали в структуре долга (45% в 2017 году, 44% в 2016 году и 37% в 2015 году).

По оценкам экспертов Fitch, относительная долговая нагрузка в 2017 году снизилась. Это объясняется тем, что, хотя в абсолютном выражении долг изменился незначительно, происходило это на фоне роста доходов, что привело к снижению долговой нагрузки в относительном выражении до 23,8% (с учетом Москвы) от доходов (пик 27,5% в 2015 году). По долгу субъектов РФ (без учета Москвы) в прошлом году впервые было зафиксировано снижение, он составил 30,2% от доходов (пик 32,5% в 2016 году).

Прогноз на 2018 год и ключевые рейтинговые факторы

На текущий момент Fitch Ratings опубликовало 35 рейтингов субъектов РФ и муниципалитетов. Десять эмитентов (29%) имеют рейтинги инвестиционной категории, из них пять ограничены суверенным рейтингом. Стабильный прогноз имеют рейтинги 27 эмитентов (77% эмитентов).

Редькин перечислил факторы, влияющие на оценку кредитоспособности российских городов и регионов в 2018 году. Так, к факторам, которые негативно сказываются на уровне рейтингов, он отнес: сохранение давления на бюджетную систему страны в целом; стагнирующие налоговые доходы вследствие медленного восстановления экономики; неопределенность политических решений в поствыборный период и, как следствие, риск роста текущих расходов; отказ от практики предоставления новых бюджетных кредитов, что приводит к росту стоимости заимствований; снижение гибкости бюджетов как результат продолжающейся практики оптимизации расходов. В числе факторов, поддерживающих кредитоспособность, были названы: реструктуризация бюджетных кредитов с увеличением сроков их погашения; усиление контроля со стороны федерального правительства за уровнем долга и дефицита; положительный эффект от

изменения расчета дотаций для большинства регионов; восстановление экономического роста в большинстве регионов; оптимизация бюджетных расходов и контроль над ними; умеренное удлинение долгового профиля за счет новых облигационных выпусков на фоне снижения стоимости рыночных заимствований.

Факторы, влияющие на рейтинги в долгосрочной перспективе, в 2018 году практически не изменились. Среди факторов, сдерживающих рейтинги, были выделены: низкая гибкость бюджетов как результат высокой централизации принятия решений на федеральном уровне и низкого уровня капитальных расходов; частые изменения бюджетно-налогового законодательства; низкий доступ к долгосрочному финансированию, короткий профиль погашения долга; слабая связь долговой и инвестиционной политики, отсутствие долгосрочного бюджетного планирования.

Факторы, которые положительно влияют на кредитоспособность: сохранение управляемой долговой нагрузки в сочетании с удлинением долгового профиля и сглаживанием пиков выплат по долгу; сильные операционные показатели исполнения бюджета как результат взвешенной бюджетной политики; переход к сбалансированной (вертикальной и горизонтальной) и устойчивой системе межбюджетных отношений.

Европейские тренды

Прогноз для местных и региональных органов власти EMEA[1] на 2018 год озвучил Кристоф Паризо, управляющий директор направления «Международные региональные финансы» Fitch Ratings. В целом прогноз стабильный. Этот тренд для городов и регионов EMEA стал возможен благодаря источникам средств для капрасходов (произошло это вследствие восстановления экономики и смягчения мер жесткой экономии), бюджетной консолидации, которая продолжается у субнациональных образований Франции, а также тому, что Фонд ЕС продолжит финансировать основную часть капрасходов субнациональных образований Польши.

Вместе с тем, несмотря на рост доходов, в данном экономическом регионе имеется ряд влияющих на рейтинги сложностей. Среди них растущее давление в части расходов на субнациональные образования Германии, в том числе обусловленное притоком беженцев. По-прежнему не разрешена ситуация со структурными дефицитами у регионов Испании. Сохраняются валютные риски по заимствованиям у муниципальных образований Турции. На фоне неопределенности в плане доходов есть риск понижения рейтингов крупных итальянских городов и городов-метрополий. Стареющее население, приводящее к росту расходов на предоставление соцуслуг, в частности в сфере здравоохранения, продолжает оказывать давление на расходы ряда стран.

С позиции регионов

В дискуссии, разгоревшейся после докладов, приняли участие главные финансисты трех регионов РФ со стабильными прогнозами и достаточно высокими рейтингами — Чувашской Республики, Нижегородской и Челябинской областей. Министры финансов рассказали, как смотрят на текущую ситуацию, какие проблемы видят и какие поддерживающие со стороны Федерации факторы ощущают.

«С точки зрения стабильности бюджета, — начала с позитива С. А. Енилина, заместитель председателя Кабинета министров, министр финансов Чувашской Республики, — сегодня мы чувствуем себя более уверенно, чем в 2014 и 2015 годах». Региону удалось сформировать оптимальную структуру расходов бюджета. Ресурсы по обязательствам субъекта — снижение госдолга, рост заработной платы нескольких категорий бюджетников — в бюджете текущего года были предусмотрены. Но при формировании бюджета не был и не мог быть учтен ряд факторов, в частности принятое позднее федеральным центром решение об увеличении МРОТ. «Кроме того, — отметила министр финансов региона, — в течение текущего года сроки по доведению МРОТ до прожиточного минимума сдвинулись на более раннее время[2]. На выполнение этого решения мы получаем дополнительные ресурсы из вышестоящего бюджета, хоть и не в тех объемах, которые мы предварительно рассчитали. Но мы нашли источники для обеспечения выполнения этих полномочий».

Также регион, как и все субъекты Федерации, сейчас активно работает с федеральным центром над совершенствованием методики расчета дотаций. Вошла Чувашия и в программу реструктуризации бюджетных кредитов, которая, по оценке Енилиной, ощутимо улучшила структуру долга региона. Благодаря этому решению Чувашия сэкономила на обслуживании госдолга 340 миллионов рублей. «Но при этом, — подчеркнула министр финансов, — необходимо 

Мнение другой стороны рынка

В 2016 году казалось, что программа федерального центра, направленная на выдачу и реструктуризацию бюджетных кредитов, серьезным образом скажется на рынке облигационных займов и приведет к существенному его сужению. Однако прошлый год был рекордным как по количеству, так и по объемам заимствований на этом рынке. Было реализовано более 30 облигационных выпусков на сумму более 200 миллиардов рублей.

«Валовая цифра не такая внушительная по сравнению с бюджетным кредитованием, — прокомментировал цифры директор управления рынков долгового капитала ВТБ Капитал А. Н. Романов, — но в целом для облигационного рынка субъектов РФ, который никогда не превышал 100–120 миллиардов рублей, выход за цифру 200 — это уже неплохой результат». При этом всего три выпуска было размещено с положительным спредом[1] к ключевой ставке. Как правило, все размещались под ключевую ставку, и ставки по облигациям на тот момент были более интересными, чем банковское кредитование. «Поэтому, — сделал вывод эксперт, — я не думаю, что программа реструктуризации как-то глобально коснется данного рынка, если мы рассматриваем текущий тренд без влияния геополитических факторов, имеющихся на настоящий момент».

С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

 


[1] EMEA (Europe, the Middle East and Africa) — аббревиатура, обозначающая экономический регион, включающий в себя Европу, Ближний Восток и Африку.

[2] Согласно Закону от 28 декабря 2017 года № 421‑ФЗ с 1 января 2019 года размер МРОТ должен достигнуть 11,163 тысячи рублей. Позднее срок был сдвинут на 1 мая 2018 года.

[3] Спред (от анг. spread — «расширение», «растяжение») — в данном случае это разница между ставкой по конкретным облигациям и ключевой ставкой Банка России. 

Поделиться