Госзаказ№ 5 май 2018 — 11 Мая 2018

Иные способы превалируют

Российская Федерация

Версия для печати 353 Материалы по теме

Минфин России разместил на своем сайте официальный доклад, в котором проанализировал систему закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Коротко о ключевых данных и выводах, сделанных регулятором закупок, в нашем материале.

По данным Минфина России на 31 декабря 2017 года, в ЕИС зарегистрировано 90,65 тысячи организаций, на которые распространяется действие Закона № 223‑ФЗ (рисунок 1). Из этого числа 107 организаций вправе не применять положения Закона № 223‑ФЗ в связи с размещением информации о доле выручки, предусмотренной частью 2.1 статьи 1 Закона № 223‑ФЗ, более 13 тысяч организаций при закупках руководствуются положениями Закона № 44‑ФЗ в связи с неразмещением в установленном порядке положения о закупках.

Многообразие способов закупок

В 2017 году в ЕИС было размещено 1,4 миллиона извещений. При этом более 96% закупок осуществлялось на неконкурентной основе. Это закупки как у единственного поставщика (31,1% от общего объема закупок 2017 года), так и закупки с применением иных способов (65,4% от общего объема закупок 2017 года). Минфин России отмечает, что общий объем закупок иными способами в прошлом году увеличился на 14,1% по сравнению с 2016 годом (рисунок 2). Только 3,6% закупок проведено путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Также регулятор подсчитал, что заказчики применяли более 5,08 тысячи способов определения поставщика!

Напомним, что для решения проблемы многообразия применяемых заказчиками способов закупок, которое, безусловно, негативным образом сказывается на прозрачности закупок и обеспечении добросовестной конкуренции между участниками торгов, в декабре прошлого года в Закон № 223‑ФЗ внесены изменения, регламентирующие перечень конкурентных и неконкурентных способов закупок.

По данным ежемесячной отчетности, в 2017 году заказчики заключили договоров на сумму 18,7 триллиона рублей (в 2016 году — 21,1 триллиона). В частности, по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) было заключено договоров на сумму более 9,6 триллиона рублей, что составляет 51,6% от общего объема заключенных в 2017 году договоров. На закрытые закупки (сведения о которых составляют государственную тайну или в отношении которых Правительством РФ приняты решения о неразмещении сведений о них в ЕИС) приходится более 778,7 миллиарда рублей, это 4,2% общего объема заключенных за 2017 год договоров. На долю закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства приходится 2,4 триллиона рублей, или 12,7%.

По данным, приведенным Минфином России, на долю топ-5 крупнейших заказчиков в 2017 году пришлось порядка 9 триллионов рублей, что составляет примерно 50% всех осуществленных согласно Закону № 223‑ФЗ закупок (рисунок 3).

В соответствии с реестром договоров общий объем заключенных в 2017 году договоров составил свыше 16,5 триллиона рублей. Проанализировав данную информацию, авторы доклада установили, что общий объем заключенных договоров, отраженных заказчиками в ежемесячной отчетности, превышает общий объем договоров, внесенных в реестр договоров, почти на 12%.

Об электронных площадках

По данным на 31 декабря 2017 года, с ЕИС интегрировано 188 электронных торговых площадок (ЭТП), на которых проводятся закупки в соответствии с Законом № 223‑ФЗ. Общий объем закупок, проведенных с использованием ЭТП, превысил 7,2 триллиона рублей, что составляет 27% от общего объема извещений, размещенных в 2017 году. Общий объем закупок в электронной форме по сравнению с 2016 годом увеличился на 420 миллиардов рублей. При этом 53% всех закупок в электронной форме проводится на трех крупнейших ЭТП (рисунок 4).

Проанализировав закупки за весь период реализации Закона № 223‑ФЗ, Минфин России отмечает, что было проведено почти 2,1 миллиона закупок в электронной форме, из них 99% осуществлены на 49 ЭТП. При этом на 82 электронных площадках проведено около 11 тысяч закупок, на 15 электронных площадках было проведено только по одной закупке, а на 42 ЭТП не было осуществлено ни одной закупки в электронной форме. При таком раскладе существование 188 ЭТП ничем не оправдано. Принятие Закона № 504‑ФЗ призвано изменить ситуацию.

О нарушениях

В прошлом году ФАС России рассмотрела 7,621 тысячи жалоб. Из них более 3,4 тысячи признаны обоснованными, 3,4 тысячи — необоснованными, 771 жалоба оставлена без рассмотрения. Всего выдано 2,249 тысячи предписаний. Обжалование участниками закупки действий (бездействия) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг было связано со следующими основаниями:

установлением заказчиком в закупочной документации требований, противоречащих принципам, установленным частью 1 статьи 3 Закона № 223‑ФЗ (81%);

неправомерным отказом в допуске участнику закупочной процедуры (7%);

установлением некорректного порядка и критериев оценки заявок участников закупочной процедуры (6%);

отсутствием в составе закупочной документации объемов закупаемых товаров, работ, услуг (5%);

сокращением срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Федеральном законе «О защите конкуренции» процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа (1%).

В 2017 году в центральном аппарате ФАС России рассмотрено 719 дел об административных правонарушениях в сфере закупок по 223‑ФЗ. Вынесено 695 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде штрафов, общая сумма которых превысила 4 миллиона рублей. По результатам вынесенных постановлений о наложении штрафа за отчетный период взыскано 230 тысяч рублей, 69 постановлений в настоящий момент обжалуются в судебном порядке.

О недобросовестных поставщиках

В реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом № 223‑ФЗ, в 2017 году включено 393 реестровые записи в отношении 389 участников закупок, уклонившихся от заключения договора, и поставщиков (исполнителей, подрядчиков), с которыми договор расторгнут из-за нарушений условий контракта.

Подготовила О. В. Изутова


Поделиться