Всероссийский муниципальный форум


"Местное самоуправление: современные вызовы"
В рамках форума состоится награждение победителей "XI Всероссийского конкурса"
18-19
Сентября
2018 г.
Москва
Финансы№ 5 май 2018 — 17 Мая 2018

ТОС и инициативное бюджетирование: навстречу друг другу

Российская Федерация

инициативное бюджетирование

Версия для печати 895 Материалы по теме
ТОС и инициативное бюджетирование: навстречу друг другу

Инициативное бюджетирование (ИБ) способно не только стать действенным инструментом финансирования территориального общественного самоуправления (ТОС), но и придать последнему серьезный импульс к развитию. ТОС, в свою очередь, можно рассматривать как фактор появления новых региональных программ ИБ. К такому выводу пришли участники семинара «ТОС в региональных программах и проектах инициативного бюджетирования», состоявшегося 30 марта 2018 года в НИФИ Минфина России в рамках цикла «Бюджет как предмет социальных наук».

Параллельное движение

Инициативное бюджетирование — понятие, применяемое в российской практике для обозначения совокупности практик вовлечения граждан в бюджетный процесс, объединенных общей идеологией гражданского участия, а также сферы государственного регулирования участия населения в выборе проектов, финансируемых за счет бюджета, и в последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Активное развитие ИБ в России началось в 2013 году с появлением Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Совершенствованием механизмов инициативного бюджетирования в Российской Федерации занимается Министерство финансов РФ в сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития.

На сайте журнала есть подборка статей, посвященных инициативному бюджетированию. Ознакомиться с ней можно здесь.

Статистика свидетельствует о востребованности проектов ИБ в России. Так, в 2016 году в стране было реализовано 8732 инициативы, что в 3,3 раза больше, чем годом ранее. Их стоимость составила около 7 миллиардов рублей (2,4 миллиарда рублей в 2015 году). Муниципалитеты, граждане и бизнес вложили в проекты ИБ более 1,8 миллиарда рублей. Механизм ИБ применялся в 35 субъектах РФ. Еще 12 регионов на тот момент готовились подключиться к этому процессу.

При этом ИБ — далеко не единственный путь вовлечения граждан в решение вопросов местного значения и финансирования частных инициатив. Существует немало других форм и способов. Например, публичные слушания, практики самообложения граждан, институт сельских старост, механизм краудсорсинга, партисипаторное проектирование и партисипаторное управление, а также территориальное общественное самоуправление, которое обладает, пожалуй, наиболее значительным потенциалом применения.

Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Наиболее активный период развития этого инструмента самоуправления пришелся на 2000-е годы. Практику ТОС поддерживали и финансово обеспечивали посредством региональных госпрограмм и законов, была создана правовая инфраструктура, обеспечивающая юридическую, информационную, консультационную и бухгалтерскую поддержку проектам граждан. В результате в стране появились десятки тысяч ТОС. Рекордсменами этого процесса стали Волгоградская и Архангельская области, а также Республика Коми.

Однако затем движение застопорилось. Главным препятствием на пути развития территориального общественного самоуправления стало отсутствие механизмов прямого доступа ТОС к бюджетным средствам.

Пациент скорее жив

Реанимация интереса государства к ТОС произошла немногим более года назад. В рамках этого возрождения в апреле 2017 года в Сургуте состоялся Всероссийский форум «Город и гражданин: новый вектор отношений», приуроченный к 20-летию создания системы территориального общественного самоуправления в этом крупнейшем в Югре муниципалитете.

«На том мероприятии собрались многие представители ТОС из различных регионов, — рассказал руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России В. В. Вагин, открывая упомянутый в начале этой статьи семинар. — У нас состоялся серьезный разговор, и я понял, что со стороны ТОС есть большой интерес к инициативному бюджетированию. Мы же в то время смотрели на ТОС всего лишь как на одну из смежных практик. Стало совершенно очевидно, что нужно срочно менять акценты, что инициативное бюджетирование способно стать одним из важных инструментов финансирования деятельности ТОС и придать их развитию новый вектор. Выступив тогда впервые с этой идеей, я получил многочисленные заинтересованные отклики».

Вернувшись в Москву, сотрудники Центра инициативного бюджетирования НИФИ стали собирать информацию о том, как в регионах происходит взаимодействие между ИБ и ТОС, организовали несколько мероприятий (в частности, Конгресс муниципальных образований), на которых проходило обсуждение этой темы, и к настоящему времени накопили значительный объем материала.

Поделиться