Муниципалитеты№6 июнь 2018 — 03 Июля 2018

Укрупнение муниципалитетов: от стихийной практики к анализу

Российская Федерация

Версия для печати 681 Материалы по теме
Укрупнение муниципалитетов: от стихийной практики к анализу

Фонд Кудрина по развитию гражданских инициатив провел исследование, в ходе которого эксперты выработали ряд индикаторов, позволяющих понять целесообразность укрупнения муниципалитетов, и подготовил методику оценки необходимости и последствий реформирования территориальной организации местного самоуправления. О причинах проведения исследования и его результатах мы поговорили с Дмитрием Петровичем СОСНИНЫМ, координатором проекта «Муниципальная карта России: точки роста» Фонда Кудрина по развитию гражданских инициатив (КГИ).

— Дмитрий Петрович, укрупнение муниципалитетов уже не первый год находится в топе наиболее обсуждаемых и, что скрывать, критикуемых тем. Прежде чем перейти к обсуждению собственно методики оценки эффектов укрупнения, можете кратко остановиться на предыстории и объяснить необходимость ее создания? Для начала вспомним 2003 год, который, собственно, стал точкой отсчета для современной территориальной организации МСУ. Ведь тогда происходили прямо противоположные явления.

— Да, в тот период федеральным центром была проведена масштабная реформа местного самоуправления, стартовавшая с принятия Закона № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Результатом реформы стало почти двукратное увеличение количества муниципальных образований — с 12,6 тысячи до 24,5. Именно тогда в стране была создана единая двухуровневая система МСУ, и самый большой рост числа муниципалитетов произошел за счет создания городских и особенно сельских поселений.

Идеология реформы строилась на необходимости приближения местной власти к населению. На создание поселенческого уровня в переходный период государством были потрачены существенные организационные и финансовые усилия: вновь созданным поселениям передавалось имущество, формировались кадры, проводились выборы глав поселений и местных депутатов, разрабатывалось и принималось множество нормативных правовых актов. Сейчас же в регионах набирает обороты тенденция к откату к одноуровневой системе (рисунок 1).

— Это началось недавно?

— Практически сразу. Правда, вначале это были попытки отдельных регионов, например Калининградской области. Но тогда федеральный центр относился к ним негативно и старался пресекать. Но уже на рубеже 2010–2011 годов в целом ряде субъектов Федерации начались пилотные укрупнения, а к 2016 году они прошли уже в 54 регионах, правда, разной степени интенсивности.

К примеру, в Московской области укрупнение проводили в несколько этапов. В 2004–2006 годах было создано три городских округа — Химкинский, Домодедовский и Балашихинский. И если решение по Химкинскому городскому округу не оспаривалось, Химкинский район на момент реформы состоял из одного города, то в Домодедовский помимо самого города Домодедова вошло еще 148 деревень, сел и поселков, а в Балашихинский — город Балашиха и 12 деревень.

Вообще изначально городской округ — это специальный статус городского поселения, усиленный с точки зрения полномочий и финансового обеспечения. В Законе № 131‑ФЗ установлено, что в состав городского поселения может входить один город или один поселок городского типа, а также в соответствии с генеральным планом территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры. Таким образом, до 2017 года статус городского округа был производным от городского поселения. Именно из-за включения в состав Домодедовского и Балашихинского городских округов территорий, которые зоной городского развития являться не могли в силу своей отдаленности, эти случаи укрупнения были сначала успешно оспорены в суде. Но затем были спешно разработаны и утверждены генеральные планы, формально включившие в состав городов в том числе и удаленные территории. На основании принятых генпланов превращение Домодедовского и Балашихинского районов в городские округа все-таки состоялось. Далее возникла пауза до 2014 года, после чего начался новый этап укрупнения муниципалитетов в Подмосковье, продолжающийся и сейчас.

— В Конституции написано, что местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях. Но в прошлом году были внесены поправки в Закон № 131‑ФЗ, которые несколько изменили понятие городского округа, облегчив процесс укрупнения.

Поделиться