Версия для печати 1320 Материалы по теме
Главы МИД 27 стран-членов Евросоюза, собравшиеся 29 апреля на встрече в Люксембурге, не выдали мандат Еврокомиссии на начало переговоров с Россией о заключении нового базового соглашения о сотрудничестве. Утвердить мандат Еврокомиссии на ведение переговоров отказалась Литва.

Вильнюс требует присоединить к документу декларации о возобновлении поставок по нефтепроводу "Дружба", а также об оплате ущерба депортированным из "оккупированных" стран Балтии.

Ранее переговоры блокировала Польша, которая только на днях отозвала свое вето. Между тем представители Евросоюза не раз отмечали, что от заключения соглашения между ЕС и Россией зависит энергетическая стабильность в Европе.

Не пора ли Европе пересмотреть отдельные принципы своей политики, чтобы формальные основания не становились препятствием на пути взаимовыгодного сотрудничества с такими ключевыми партнерами, как Россия? Каким мог бы быть оптимальный формат сотрудничества Европы с Москвой? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат российского парламента.

Парламентарии согласились с тем, что Евросоюзу стоит пересмотреть принципы своей политики таким образом, чтобы страны, озабоченные лишь удовлетворением своих антироссийских амбиций, не растаскивали по кирпичикам строящееся здание международного сотрудничества.

Василий Лихачев Евросоюзу пора пересмотреть отдельные принципы своей политики, препятствующие взаимовыгодному сотрудничеству, убежден заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания республики Ингушетия Василий Лихачев.

"Вчерашнее решение, которое было принято под давлением литовской дипломатии, вызывает глубокую озабоченность, как в Москве, так и во многих европейских столицах", - заявил сенатор. "Если Литва хочет получить стопроцентную энергетическую безопасность, то надо работать над заключением соглашения, одной из интегральных частей которого стал бы энергетический диалог Евросоюза и России", - добавил он.

По словам парламентария, "глухое брожение подобного рода факторов субъективного порядка, которое ранее презентовала польская дипломатия, сегодня литовская, а завтра, возможно, Эстония и Латвия, создает некую критическую массу, которая не стабилизирует российско-европейский диалог и, самое главное, не дает возможности реализоваться сотрудничеству в сфере политики и экономики".

"Весь мир ждет согласованных позиций и действий со стороны Брюсселя и Москвы, но создается такое ощущение, что какие-то политические силы носят явно русофобский характер, и они, вне всякого сомнения, имеют заказчиков в лице политических сил консерватизма и неоконсерватизма, располагающихся, в частности, в Вашингтоне", - отметил Лихачев.

Конечно, подчеркнул политик, "когда в 2009 году будут запущены механизмы Лиссабонского договора о реформах, то появятся новые моменты, связанные с применением принципа не консенсуса, а большинства. Но сегодня стоит констатировать, что любая страна может внести в диалог России и ЕС предельно субъективные претензии, которые не имеют никакого отношения к началу дипломатических переговоров и по своей сути противоречат компетенции Евросоюза".

Сенатор выразил уверенность в том, что "на сегодняшний день Россия должна спросить наших европейских коллег: в состоянии ли они действительно наладить нормальную атмосферу взаимопонимания и перспектив в отношении России". "Брюсселю пора навести порядок в своем собственном хозяйстве", - подытожил Василий Лихачев.

Андрей Климов
Требования Литвы, блокирующие получение мандата на ведение переговоров между Еврокомиссией и Россией о сотрудничестве, выходят за пределы компетенции ЕС, убежден заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, член фракции "Единая Россия" Андрей Климов.

"Евросоюз всегда придерживался принципа консенсуса, поэтому и стал жертвой собственной политики расширения", - заявил депутат.
По словам парламентария, "если бы Евросоюз заключил Лиссабонский договор еще тогда, когда в его составе не было "новых европейцев", то и решения принимались бы большинством голосов, а не консенсусом. Но исторически сложилось так, что сначала было сделано расширение, а потом стали приниматься попытки изменить порядок принятия решений. Поэтому теперь для Евросоюза очень мучительно идет процесс перехода на новую систему, где решения будут приниматься большинством".

"Евросоюз сам себя загнал в капкан, поэтому всеми своими силами он пытается надавить на МИД и руководство Литвы, чтобы те до предстоящего саммита отозвали свое вето. Только как у них это получится, я не знаю", - заметил политик.

Говоря о новом соглашении о сотрудничестве ЕС и России, депутат отметил, что "этот договор нужен России не больше, чем Евросоюзу, а, возможно, даже и меньше".

"На сегодняшний день заявление Литвы попадает на очень неприятный фон, а ее требования вообще выходят за пределы разумного и находятся вне компетенции Евросоюза. Они из пальца высасывают проблемы, за счет чего пытаются показать из себя великого вершителя судеб Европы, но кроме раздражения в Брюсселе и смеха в Москве это ничего не вызывает", - подытожил Андрей Климов.

Валерий Богомолов
Член Комитета Госдумы по международным делам, представитель фракции "Единая Россия" Валерий Богомолов считает, что отказ Литвы утвердить мандат Еврокомиссии на ведение переговоров с Россией о заключении нового базового соглашения о сотрудничестве - это проблема Евросоюза, а не Москвы.

"Я не могу отвечать за всю Европу и за ее "комиссаров", и если они не хотят провести реформу, которая позволила бы стабильно, равномерно и спокойно получать энергоносители, то это проблема не России", - заявил депутат. "У нас хватает желающих получать наши энергоресурсы, а Евросоюз пусть сам разбирается со своими принципами и своей политикой относительно соглашения между ЕС и Россией", - заключил Валерий Богомолов.

Регионс.ру
Поделиться