Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Финансы№8 август 2018 — 07 Августа 2018

Живем по средствам и работаем над развитием

Омская область

Версия для печати 440 Материалы по теме
Живем по средствам и работаем над развитием

О том, что представляет собой бюджет Омской области в 2018 году, с чем пришлось столкнуться финансистам региона к концу первого полугодия и как удается сдерживать долговую нагрузку и при этом выполнять все обязательства региональной власти, журналу «Бюджет» рассказал министр финансов Омской области Вадим Александрович ЧЕЧЕНКО.

— Вадим Александрович, с какими итогами Омская область подошла к началу 2018 года?

— В прошлом году региону удалось, скажем так, провести перезагрузку бюджета, направленную на ликвидацию негативных последствий кризиса 2015–2016 годов, и бюджет текущего года для нас — первый за последние несколько лет, когда мы не только полным рублем обеспечили все ключевые обязательства, но и смогли какие-то реальные ресурсы направить на развитие территории. Область крепко затянула пояс и пожертвовала рядом расходных статей еще в 2015 году, когда невыполнение запланированного прогноза по доходам достигло 14 процентов, или 7,8 миллиарда рублей, и долговая нагрузка приблизилась к угрожающему значению — 85 процентов от налоговых и неналоговых доходов региона.

За 2016–2017 годы ситуация выровнялась, мы кардинально изменили долговую политику, установив четкие цели по сокращению долговой нагрузки и дефицита бюджета. Поэтому в конце 2017 года на этапе входа в объявленную Президентом РФ программу реструктуризации бюджетных кредитов региону уже не пришлось вводить дополнительные самоограничения. Требования Федерации, по сути, соответствовали нашим ключевым подходам. И в 2017 году размер дефицита бюджета был приведен к минимальному за последние семь лет значению — 643 миллиона рублей с учетом снижения остатков средств на счетах.

— Какой объем кредитов попал под реструктуризацию с 2018 года?

— Сумма бюджетных кредитов, которые были предоставлены Омской области и по которым платежи теперь распределены на семилетний период, составляет свыше 16,4 миллиарда рублей. При этом согласно условиям программы реструктуризации регион за срок ее действия должен сократить долговую нагрузку с 77,2 процента, которые сложились к началу 2018 года, до 51 процента. Понятно, что за семь лет сделать это очень сложно. Как и коллеги из ряда других регионов, рассчитываем на продление программы реструктуризации на срок до 12 лет.

— Условия, в которых формировался бюджет региона на 2018 год, изменились по сравнению с предыдущим периодом?

— С учетом реструктуризации части госдолга условия в целом были благоприятными. Социальные расходы нам удалось заложить либо на уровне предыдущего года, либо с ростом. Существенный прорыв стал возможен благодаря тому, что на 2018 год Омская область получила максимальную в стране дотацию на сбалансированность — 8,5 миллиарда рублей. Это позволило при принятии бюджета половину от этой дотации направить на формирование временного профицита и в феврале распределить зарезервированные средства по приоритетным направлениям.

Что касается других факторов, то, безусловно, как и на бюджетах других регионов, на бюджете Омской области сказываются те решения по перераспределению доходных источников, которые были приняты на уровне Федерации и вступили в силу с начала прошлого года или с начала этого года. Это и снижение ставки по налогу на прибыль организаций на один процент в той части, которая зачисляется в региональный бюджет, и предоставление в текущем году федеральной льготы по налогу на движимое имущество, и изменение норматива зачисления акцизов на нефтепродукты. Были и риски, связанные с изменением механизма зачисления акцизов на крепкий алкоголь, но у нас они, к счастью, не реализовались — региону установлен сравнительно высокий норматив на 2018 год, и доходы от данного источника запланированы в этом году даже с ростом к уровню 2017 года. Другими словами, регион, напротив, оказался защищен от резкого снижения поступлений акцизов при сокращении объемов производства крепкого алкоголя на территории Омской области.

— Вы упомянули приоритетные направления расходов. О каких направлениях идет речь?

— Правительство области жестко следит за исполнением всех социальных обязательств, в том числе и тех, которые обозначены майскими указами Президента РФ в части повышения заработной платы бюджетников. Заработная плата бюджетников — сегодня самая внушительная стать­я расходов для региональных бюджетов. Если быть точным, региональный фонд оплаты труда работников бюджетной сферы согласно действующей редакции закона о бюджете Омской области достиг в 2018 году с учетом межбюджетных трансфертов муниципалитетам 30,6 миллиарда рублей. В 2017 году фонд оплаты труда составлял 26,5 миллиарда, то есть расходы на эти цели выросли за год более чем на четыре миллиарда рублей.

Поделиться