Финансы№9 сентябрь 2018 — 12 Сентября 2018

Анализ рисков в финансово-бюджетной сфере. Особенности и перспективы

Российская Федерация

Версия для печати 296 Материалы по теме
Анализ рисков в финансово-бюджетной сфере. Особенности и перспективы

Светлана Николаевна КУЗЬМИНА, начальник Контрольно-аналитического управления в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства

В условиях недостаточной стабильности социально-экономической обстановки, воздействия широкого спектра факторов внутренней и внешней среды, влияния международных кризисных явлений особенно важной для финансово-бюджетной системы Российской Федерации является способность сохранять прогрессивные характеристики развития, поддерживать стабильное состояние. В этой связи в решении задач, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации, особое значение приобретает управление возникающими в процессе реализации бюджетного цикла рисками и их минимизация.

В первую очередь, говоря о причинах и предпосылках внедрения риск-ориентированных подходов во всех сферах государственного контроля (надзора), следует отметить, что это вынужденная, вынесенная из многолетней практики мера в ситуации, когда количество подконтрольных объектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить должный уровень внимания к результатам деятельности подконтрольных объектов.

Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска при планировании контрольно-надзорной деятельности в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов исполнительной власти. Использование методов оценки рисков в практике контрольно-надзорной деятельности позволяет более точно учитывать особенности осуществления бизнес-процессов в той или иной сфере хозяйственной деятельности подконтрольных объектов. Кроме того, использование дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения объектами контроля вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям позволяет существенно повышать эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий их сотрудников на наиболее значимых направлениях.

Необходимы единые подходы

Безусловно, для полноценной реализации и корректного функционирования риск-ориентированных инструментов в целом на уровне системы государственного финансового контроля необходима выработка единых общегосударственных подходов, таких как:

гармонизация контрольной деятельности органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, разработка и реализация механизмов взаимного признания органами внешнего и внутреннего государственного финансового контроля результатов друг друга, что требует внедрения единых для всех органов контроля стандартов осуществления государственного и муниципального финансового контроля;

развитие взаимодействия органов внутреннего государственного финансового контроля с ведомственными системами внутреннего финансового контроля и аудита. Необходимым требованием при этом является формирование у главных распорядителей бюджетных средств и государственных заказчиков полноценных систем внутреннего финансового контроля и аудита. Они должны предполагать не только проведение проверок выполнения операций на основе рисков, но и системную работу по устранению причин и условий реализации рисков, приводящих к грубым нарушениям в финансово-бюджетной сфере и недостижению целевых показателей качества финансового менеджмента подконтрольных объектов в целом;

обеспечение непрерывного процесса систематизации, анализа, мониторинга и обработки результатов проводимых контрольных мероприятий, а также мониторинга своевременного устранения нарушений, выявленных в ходе проведенных контрольных мероприятий, принятия объектами контроля мер, направленных на их недопущение впредь.

Поделиться