Подпишитесь и выиграйте!
20

внешних дисков и аккумуляторов

Финансовый контроль№10 октябрь 2018 — 26 Октября 2018

Стандарт стандартов контроля

Российская Федерация

Версия для печати 293 Материалы по теме
Стандарт стандартов контроля

На площадке Правительства Москвы состоялось расширенное заседание Совета по вопросам внутреннего государственного финансового контроля, на котором были рассмотрены вопросы формирования единой контрольной среды, а также ключевые направления ее развития, такие как стандартизация, формирование модели государственного финансового контроля.

Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин 2018 год назвал особым, и прежде всего потому, что Президент РФ в своем майском указе определил национальные цели и стратегические задачи развития страны до 2024 года. В систему реализации поставленных задач и целей вовлечены все уровни власти: федеральный, региональный, а также органы местного самоуправления. «Мы должны осмыслить, каким образом наша деятельность будет способствовать достижению этих задач, — сказал Артюхин. — И, конечно же, в этих условиях те меры, те подходы, которые мы с вами вырабатывали и обсуждали в области государственного финансового контроля, будут востребованы». В частности, спикер отметил риск-ориентированный подход возглавляемого им ведомства к планированию контрольных мероприятий, предполагающий выявление потенциальных рисков, сложностей в бюджетном процессе, а также своевременное информирование руководителей организаций о наличии проблемных зон и предоставление им предложений по устранению рисков. Таким образом, система контроля, особенно внутреннего государственного финансового контроля, направлена на решение управленческих задач. В свою очередь, от эффективного механизма государственного управления зависит решение основных задач, поставленных в майском указе. 

Оценить и сформировать единую контрольную среду

По мнению начальника Главного контрольного управления Москвы Е. А. Данчикова, сегодня одной из главных тем является функционирование действующей модели финансового контроля в России. Данная модель, мягко говоря, неидеальна. В частности, спикер указал на то, что в настоящее время реализуется существенное количество контролей: внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, внутренний финансовый контроль и аудит, бухгалтерский контроль, контроль учредителя и т. д. «Необходим единый подход по всей стране, который бы позволял работу контрольных органов организовать системно, а не в индивидуальном порядке. Нужно разобраться с формированием и упрощением всей контрольной среды по инструментам, методам и видам контроля, которых у нас огромное количество. Это необходимо для того, чтобы сделать понятную и прозрачную систему контроля за расходованием бюджетных средств», — считает начальник Главконтроля Москвы. 

Так же он высказался за то, что контрольные мероприятия должны быть максимально неощутимы для объектов контроля. Решить данную проблему можно через максимальную автоматизацию контрольной деятельности. «Мы уже сегодня в Москве активно применяем удаленный контроль, мониторинг данных информационных систем, что позволяет нам оценить деятельность органов исполнительной власти и принять определенные решения, — рассказал Данчиков. — Такие меры позволят кардинально снизить нагрузку на объекты контроля, перейти к рискориентированному подходу». 

На то, что существующая контрольная среда требует совершенствования, указал и Э. А. Исаев, заместитель руководителя Федерального казначейства. По его мнению, необходимо обеспечить координацию и эффективное взаимодействие при осуществлении контрольной деятельности между органами государственного финансового контроля, главными распорядителями бюджетных средств и иными участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ. Для этого целесообразно создать единую модель государственного финансового контроля.

Исаев представил участникам заседания подходы к формированию модели внутреннего государственного финансового контроля, разработанные Федеральным казначейством совместно с Главным контрольным управлением Москвы. Данные подходы предусматривают создание единой вертикали контрольной деятельности (подробно о подходах к формированию единой модели государственного финансового контроля читайте в статье Э. А. Исаева, опубликованной в журнале «Бюджет» № 9 за 2018 год на странице 42). 

Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. В. Романов, комментируя необходимость упорядочивания взаимодействия элементов контрольной среды, подчеркнул, что несовершенство существующей структуры финансового контроля обусловлено не столько ее сложностью, сколько непониманием отдельных вещей. Например, спикер указал на то, что у нас нет органов внутреннего финансового контроля, а есть система внутреннего финансового контроля — инструмент, которым пользуются соответствующие участники бюджетного процесса. «Когда мы говорим об органах внутреннего финансового контроля, то сами создаем неразбериху, — подчеркнул Романов. — У нас нет органа, нет менеджмента этой системы, и никакого взаимодействия здесь быть не может». По его мнению, можно только каким-то образом принимать во внимание и использовать результаты деятельности специалистов, осуществляющих внутренний финансовый контроль, а также направлять их деятельность в данной сфере. И как выразился спикер, старшим братом в этом направлении должен выступать орган внутреннего государственного финансового контроля — Федеральное казначейство, контрольный орган субъекта РФ или муниципального образования. 

Поделиться