25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3442 Материалы по теме
Поднять паруса!

Николай Вадимович КОРОЛЁВ, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму

Туризм — новый долгосрочный драйвер социально-экономического развития России. В статье рассказывается о национальных целях и стратегических задачах в сфере туризма сквозь призму концепции новой федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)» и на примере одного из приоритетных направлений — круизного туризма.

Свистать всех наверх

Роль и важность туризма трудно переоценить. Эта отрасль вносит существенный вклад в обеспечение социальной стабильности и устойчивого социально-экономического развития страны — стимулирует развитие смежных отраслей экономики, выступает питательной средой для реализации долгосрочной стратегии несырьевого сбалансированного развития Российской Федерации, способствует развитию малых форм бизнеса и микропредприятий, созданию новых рабочих мест и самозанятости населения.

62.png

Во исполнение поручения Президента РФ В. В. Путина по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 17 августа 2015 года, и поручения Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева от 28 февраля 2017 года № ДМ-П15 1133 Федеральное агентство по туризму разработало Концепцию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)». Она и была утверждена распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2018 года № 872-р.

В настоящее время доля туризма в ВВП развитых стран мира в среднем составляет 10% (рисунок на с. 65). Так, в Испании, например, этот показатель чуть выше — 14,2%, в Германии и Великобритании — 10,8%, в США и Канаде чуть ниже (8,1 и 6,3% соответственно). В Российской Федерации доля туризма в ВВП — 3,49%, что соответствует 3011,5 миллиарда рублей.

Целью новой ФЦП является создание условий для эффективного развития сферы туризма и увеличения вклада отрасли в ВВП России к концу 2025 года более чем на 70% (до уровня порядка 5%, что эквивалентно 5,3 триллиона рублей). Достижение данной цели возможно только при обеспечении роста объемов услуг внутреннего и въездного туризма темпами, опережающими в два раза рост экономики России в целом. Это планируется обеспечить путем решения следующих основных задач:

1) комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров по приоритетным видам туризма;

2) развития отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма;

3) продвижения туристского продукта РФ на мировом и внутреннем туристских рынках;

4) стимулирования предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки;

5) создания, внедрения и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры управления туристской отраслью.

Общий объем финансирования на реализацию мероприятий программы на 2019–2025 годы составляет 281,6 миллиарда рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 73,5 миллиарда, за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ — 12,7 миллиарда, за счет средств внебюджетных источников — 195,4 миллиарда.

63.png

Terra incognita

За время реализации предыдущей программы накоплен значительный опыт по изучению и оценке туристского потенциала регионов России с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и выработке подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического положения и климатических условий регионов, а также различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов РФ. Определено, что одним из наиболее популярных, динамично развивающихся и имеющих большой потенциал сегментов транспортных путешествий являются морские и речные круизы. Их рынок растет намного быстрее, чем другие виды поездок.

Преимущества данного вида путешествий очевидны: он объединяет в одном продукте рекреационный, лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный туризм, тематические береговые экскурсии, посещение объектов торговли и общественного питания. Тем самым развитие круизного судоходства и его инфраструктуры напрямую влияет на рост экономических показателей, повышение качества и уровня жизни населения.

В мире круизный туризм как вид отдыха пользуется большой популярностью. По данным Международной ассоциации круизных линий (CLIA), подобные путешествия в 2017 году совершили 25,8 миллиона человек. В 2018 году, согласно прогнозам, эта цифра вырастет до 27,2 миллиона человек. Кроме того, круизные туристы являются в своем большинстве «возвратными клиентами». Поклонники этого вида путешествий становятся его постоянными приверженцами, что обеспечивает стабильно растущий въездной турпоток.

64.png

Однако на Россию приходится сравнительно небольшая доля общемирового круизного турпотока. Как правило, круизные туристы прибывают в нашу страну из США и государств — членов Евросоюза. По статистике CLIA, им свойственно тратить при посещении России примерно в 3–4 раза больше средств, чем тратят туристы других категорий. 

Основную массу заходящих в нашу страну круизных судов (249 судов, 563 тысячи пассажиров в 2017 году) принимает пассажирский порт Санкт-Петербурга. Во Владивосток в прошлом году совершено 15 круизных судозаходов (для сравнения: это в 40 раз меньше, чем ежегодно принимает Аляска). В порты Мурманской области в 2017 году зашло всего четыре круизных лайнера. Калининградская область приняла три судна с туристами, а Архангельская область — вообще только два. Это означает, что данные регионы до настоящего времени остаются своего рода terra incognita для круизных туристов и могут стать основой для формирования новых интересных и востребованных турпродуктов, в том числе совмещающих круизный туризм с культурно-познавательным, экологическим, этнографическим, гастрономическим и прочими. В этой связи развитие круизного туризма рассматривается сегодня в России как один из приоритетов.

Не меньшего внимания заслуживают и речные путешествия. Объем перевозок пассажиров на туристских маршрутах по внутренним водным путям приближается к 400 тысячам человек в год. По состоянию на 2016 год общая протяженность внутренних водных путей РФ составляет 101 662 километра. На реках России функционирует более 130 портов, имеющих соответствующие подъездные пути и оснащенных 704 береговыми и 235 плавучими кранами. Состав флота речных судоходных компаний многообразен и позволяет выполнять перевозки практически всех видов грузов. На учете в Российском речном регистре в настоящее время состоит более 23 тысяч судов и плавучих объектов, из них более 12 тысяч — транспортные грузовые и пассажирские суда. 

Однако практически весь состав круизного речного флота России был построен в советский период. Средний возраст более 100 крупных судов, используемых для речных круизов, превышает 40 лет. Судовладельцы вынуждены вкладывать серьезные средства в техническое содержание судов для поддержания их в состоянии, соответствующем требованиям регламентов, и обеспечения безопасности судоходства.

В большей степени круизный туризм развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. А самыми привлекательными направлениями для круизных маршрутов, в том числе океанических, являются Дальний Восток и Арктическая зона РФ.

Что касается первого, то сегодня как минимум трехмиллионный турпоток следует мимо российских дальневосточных регионов к побережью США. Вместе с тем круизные суда могли бы заходить в порты Сахалина, Камчатки, Магадана и Чукотки. В настоящее время там ведется работа по снятию инфраструктурных ограничений по заходу больших круизных лайнеров. Туристско-рекреационный комплекс Дальнего Востока, обладающий уникальными природно-климатическими особенностями и ресурсами Приморья, Камчатки и бассейна реки Амур, традиционно привлекающими как российских, так и иностранных туристов, перспективен в отношении развития въездного туризма для жителей Японии, Республики Корея, Китая и Монголии.

Популярность же арктических путешествий, как у российских, так и у иностранных туристов растет сегодня особенно заметными темпами. В этом плане очень перспективен маршрут по Северному морскому пути. Тяжелые паковые льды отошли от берега и позволяют пройти весь путь даже без ледокольной проводки, что открывает возможности для использования маршрута не только для доставки грузов, но и для круизов.

С якоря сниматься!

Все изложенное объясняет то, почему в рамках новой ФЦП круизный туризм назван одним из приоритетных видов туризма. Работа над его развитием разделена на пять основных направлений:

1. Перспективный туристский укрупненный инвестиционный проект (ПТУИП) «Приморье». Реализуется в Приморском крае.

2. ПТУИП «Волжский путь». Регионы-участники: Самарская, Ульяновская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Тверская, Астраханская, Ивановская, Костромская, Волгоградская, Ярославская области, Пермский край, республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Чувашия. 

3. ПТУИП «Русская Арктика». Регионы-участники: Архангельская, Мурманская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха (Якутия).

4. ПТУИП «Амур». В рамках проекта консолидируются туристские потенциалы Хабаровского края, Амурской области и Еврейской автономной области.

5. ПТУИП «Камчатка — Сахалин». Участники: Камчатский край и Сахалинская область.

Поддержка круизного туризма будет осуществляться в рамках четырех задач ФЦП. Так, в соответствии с первой задачей для развития водного туризма планируется создание и модернизация туристских объектов, а также капитальное строительство и реконструкция обеспечивающей инфраструктуры, в том числе береговой (возведение, ремонт и восстановление мостов, причалов, заправочных станций, проведение дноуглубительных работ, создание и обустройство пляжей и прилегающих территорий). В 2019–2021 годах начнется реализация следующих инвестиционных проектов:

Туристский кластер (ТК) «Волжское море», Тверская область;

ТК «Волжская Булгария», Республика Татарстан;

ТК «Чувашия — сердце Волги», 

Чувашская Республика;

ТК «Амур — Хабаровск», Хабаровский край;

ТК «Комсомольский», Хабаровский край;

ТК «Приморье», Приморский край;

ТК «Русские берега», Вологодская область.

В рамках второй и третьей задач ФЦП планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на подготовку и повышение квалификации специалистов индустрии туризма, продвижение круизного туризма на внутреннем и мировом туристских рынках. 

Как уже упоминалось, одной из наиболее серьезных проблем в сфере круизного туризма является недостаточное количество судов и устаревание их парка. Трудности решения этой проблемы связаны с отсутствием доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса и в средства, обеспечивающие функционирование сферы туризма (в том числе круизные, маломерные и прогулочные суда), в приемлемые для инвесторов сроки. В связи с этим в рамках четвертой задачи программы предполагается использовать механизм субсидирования российских кредитных организаций для возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке инвесторам для реализации инвестиционных проектов в сфере туризма, а также выданных для приобретения средств, обеспечивающих устойчивое развитие сферы туризма. 

Также особое внимание в рамках новой ФЦП будет уделено поддержке малых и средних форм бизнеса, стимулированию предпринимательских и общественных инициатив в сфере туризма, в том числе круизного. Для этого предполагается грантовая поддержка таких инициатив прежде всего в сегменте малых, средних форм бизнеса и микропредприятий.

Развитие круизного туризма может дать серьезный толчок повышению конкурентоспособности регионального туристского продукта, продвижению регионов России на российском и международном рынках, позволит привлечь дополнительные доходы в консолидированный бюджет регионов России. Строительство новых судов повлечет за собой развитие портовой инфраструктуры (причалов, терминалов, марин) в регионах России. Полная реализация потенциала круизного туризма в РФ позволит не только увеличить доходы отрасли и повысить престиж российского туризма, но и обеспечить ускоренное развитие сопутствующих бизнесов, привлечь инвестиции в транспортную инфраструктуру и строительство, добиться структурных сдвигов в таких сферах, как экология и благоустройство городов. А также открыть новые возможности для международного делового обмена и укрепления взаимоотношений с иностранными государствами в области культуры и искусства, экономики и политики.  

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно