Версия для печати 3395 Материалы по теме
Форум
В Москве состоялся IV Всероссийский форум-выставка «Госзаказ-2008» – «Госзаказ – регионам России»: мероприятие, отражающее и определяющее развитие системы государственного заказа в России. 
Анастасия АНДРЕЕВА 

Основными организаторами мероприятия, как и прежде, выступили Минэкономразвития России совместно с межрегиональной общественной организацией «Московская ассоциация предпринимателей» (МАП) под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ. Постоянные участники отметили, что год от года устроители все лучше справляются со своей нелегкой задачей. И на этот раз им удалось поддержать статус события – даже несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом выставка выросла почти в два раза.

Из-за увеличения числа участников – на мероприятие приехали представители более 50 субъектов РФ – экспозиция была перенесена на первый этаж МВЦ «Крокус-Экспо». Ключевой темой форума стал обмен положительным опытом в области проведения госзакупок в регионах; в презентационных залах руководители администраций рассказывали о практике своей работы в области управления государственными закупками.

Порадовал уровень проведения и организации круглых столов, где темами для диалога были выбраны наиболее актуальные проблемы. Создание благоприятных условий для участия в госзакупках предприятий малого и среднего бизнеса стало основной темой консультаций, организованных Комитетом по государственному заказу и развитию предпринимательства Московской ассоциации предпринимателей в консультационном центре выставки. Специалистами МАП были даны рекомендации по вопросам страхования, экспертизы, аудита, информационным технологиям и безопасности в системе госзаказа и др.

Треть территории выставки заняли стенды компаний-поставщиков. Здесь было представлено все, начиная от тракторов и машин специальных служб и заканчивая обувью и программными продуктами. Российские и иностранные предприятия, естественные монополии, банки, страховые компании, ассоциации, общественные организации, инвестиционные фонды, консалтинговые учреждения предлагали товары, работы и услуги для региональных и муниципальных нужд.

С особой торжественностью прошла церемония награждения призеров и номинантов официальных рейтингов «Лучший государственный заказчик 2007 г.», «Лучший поставщик 2007 г.», проводимых МЭРТ совместно с Комитетом по государственному заказу и развитию предпринимательства МАП.

Основные темы форума
Открывая пленарное заседание, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития и торговли РФ Анна Попова отметила, что итоги последних двух лет работы Федерального закона № 94-ФЗ показали, что законодательство в сфере госзаказа развивается позитивно, повышается эффективность и прозрачность его применения. Проведено 7,5 млн процедур. Экономия за время действия закона на федеральном и региональном уровне превысила 300 млрд руб.

Отметим, что размер сбережения бюджетных средств в рамках каждой процедуры различается. Практика показала, что наибольшая экономия достигается при электронных аукционах. В целом по размещению госзаказа эта величина достигла 19%. Есть примеры, когда цена покупки относительно начальной снижалась на 59–89%.

Принятые в 2008 г. федеральные законы № 53-ФЗ и № 218-ФЗ внесли серьезные усовершенствования в процедуры. В частности, с 1 января текущего года введено обязательное применение аукциона в строительной индустрии, появились требования по предквалификационному отбору, определен критерий квалификации при проведении конкурсов на выполнение сложных работ (научно-исследовательских, реставрационных, ава­рий­но-спаса­тельных, творческих), установлены требования по финансовому обеспечению участников госзаказа. Решен вопрос, связанный с исполь­зованием сэкономленных бюджетных средств: эти деньги тратятся на дозаку­пку товаров по данной номенклатуре. Урегулирована процедура заключения срочного контракта при обнаружении существенных нарушений контрактных обязательств. С созданием общероссийского сайта государственных закупок будет достигнута еще большая информационная прозрачность.

Однако есть и проблемы. Самые большие трудности испытывают органы местного самоуправления. Слабое информационное обеспечение поселков, сложности с Интернетом и недо­укомплектованность компьютерной техникой, отсутствие собственного печатного органа (или низкая периодичность его выхода), где должна размещаться информация о государственных закупках, – все это объективные причины, которые тормозят развитие системы госзаказа в России.
В 2008 г. Министерству экономического развития и торговли РФ требуется завершить подготовку целого ряда нормативно-правовых актов, и в первую очередь документа, регламентирующего процедуру оценки качества заявки на участие в конкурсе. На федеральном уровне эта процедура не закреплена, и регионам пришлось самостоятельно начать работать в данном направлении. Сейчас нужно изучить положительный опыт, полученный субъектами РФ, и оформить его в рамках постановления Правительства РФ.

Кроме того, необходимо утверждение постановления Правительства РФ, которое регламентировало бы процедуры электронных аукционов, проводимых товарными биржами. В частности, планируется снять ограничения, которые сейчас существуют по электронным процедурам, и скорректировать правила их проведения.

Надзор не дремлет
В Минэкономразвития России продолжается также работа над поправками, регламентирующими процедуру закупок естественных монополий и государственных корпораций. Любопытно, что эта тема звучала практически во всех выступлениях. Вот и руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев упомянул о том, что государственные монополисты должны работать по Федеральному закону № 94-ФЗ. По его словам, размер закупок Газпрома и РЖД в сумме превышает объем закупок всего федерального бюджета. А, например, в Казахстане монополии и компании с участием государственного капитала применяют установленную систему государственных закупок в обязательном порядке.

Игорь Артемьев рассказал, что в 2007 г. в ФАС поступило более 10 тыс. жалоб на действия госзаказчиков – помимо тех случаев, когда агентство проводило проверки по собственной инициативе. Основная причина нарушений – не злой умысел, а ошибки, обусловленные «недоприменением» закона (когда, в частности, забывают выставить гарантии обеспечения обязательств), юридически безграмотным оформлением контракта и т.д.

По мнению чиновника, система госзаказа сегодня находится на грани революционных преобразований. Россия может стать первой страной, создавшей единое электронное пространство госзаказа. Ни в одном государстве мира нет подобной системы: в законодательстве большинства развитых стран сохраняется требование предквалификации, которая ограничивает возможность применения электронных аукционов. В России же это условие заменили гарантиями обеспечения обязательств от коммерческих кредитных организаций.

Как должна выглядеть работа на едином электронном портале? Здесь с помощью простой поисковой системы можно будет найти все торги, которые проходят в данный момент на территории страны, по тому виду товара, который интересует предпринимателя. Бизнесмен, подписавший предварительный договор на торги с одной или несколькими электронными площадками, дает банку поручение перевести задаток на счет этой электронной системы, после чего вправе участвовать в сотнях конкурсов по всей стране на протяжении следующих нескольких лет.

Благодаря такой системе малые предприятия получат возможность участвовать в закупках по Интернету через единый сайт с простым кодом доступа. Если сегодня на каждом аукционе представлено небольшое количество компаний и цена в ходе торгов падает на 10–18%, то при увеличении числа компаний стоимость заказа может снизиться в разы.

Намерены продолжить
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Михаил Гришанков отметил, что комитет намерен активно участвовать в совершенствовании правового регулирования в этой области. На 2008 г. запланированы парламентские слушанья, посвященные этой теме. Также возможно создание в Госдуме постоянно действующей группы по совершенствованию законодательства в сфере государственного заказа.

С небольшого экскурса в историю начала свое выступление заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Светлана Орлова. Она вспомнила, насколько трудно проходили подготовка и принятие Федерального закона № 94-ФЗ в 2005 г.

А в прошлом году после большого совещания в Совете Федерации, на котором выступали товаропроизводители, сенаторы взялись за голову: выяснилось, что форму для Минобороны России шили сотрудники московских ресторанов, а предприятия легкой и текстильной промышленности выходили на госзаказчиков через десятки посредников. По итогам совещания поступило предложение внести в действующий закон ряд поправок, которые и были впоследствии приняты МЭРТ.

Борьба с ветряными мельницами
Вице-президент Торгово-промыш­ленной палаты Сергей Катрин рассказал, что специалисты палаты уже несколько лет ведут борьбу с так называемыми закрытыми процедурами заказа, существование которых обусловлено неформальными отношениями некоторых заказчиков и поставщиков, посредством проведения независимых экспертиз. Впервые подобная практика была применена Министерством обороны РФ по инициативе самого ведомства. Первые же проверки показали, что требованиям по качеству не соответствует до 70% продукции. Сейчас идут переговоры о проведении подобной работы в МЧС и МВД России. Ряд губернаторов и первых лиц регионального и муниципального уровня власти также планируют проведение аналогичной экспертизы товаров и услуг.

Одной из основных проблем, тормозящих развитие системы госзаказа, С. Катрин назвал низкую грамотность заказчиков. Кроме того, требования к продукции и услугам часто формируются под определенного поставщика. Цены, которые предлагают при размещении заказа, не всегда соответствуют объективному положению дел на рынке. В результате заказчик не может уложиться в ту сумму, которая указана в контракте, поскольку за время исполнения заказа продукция или услуга значительно подорожали, и не всегда получает качественные товары и услуги из-за отсутствия независимой экспертизы.

Два столпа
Директор генерального директората по внутреннему рынку Европейской комиссии (Бельгия) Бертран Карсин отметил, что столь необходимые российской системе госзаказа принципы открытости, честности и прозрачности легли в основу создания системы госзаказа Европейского союза.

Основной целью европейского законодательства, регулирующего государственные закупки, является создание благоприятной конкурирующей среды для участников этого процесса. В случае нарушения правил применяются две специальные директивы по исправлению ситуации. Конкретные меры – подача заявки на возмещение ущерба или требование о прекращении действия незаконно заключенного контракта – могут быть приняты как до (предконтрактные оздоровительные мероприятия), так и после (постконтрактные оздоровительные мероприятия) подписания контракта на осуществление госзакупок.

Предконтрактные оздоровительные мероприятия направлены на предупреждение или исправление нарушений правил госзакупок до подписания документов. Они представляют собой судебный запрет, приостанавливающий закупочные процедуры на время проведения независимого рассмотрения жалобы уполномоченными органами. Постконтрактные оздоровительные процедуры – возмещение ущерба – нацелены на получение компенсации в случае нарушения порядка осуществления госзакупок, когда контракт уже заключен. В такой ситуации пострадавшая сторона должна доказать, что у нее имелись реальные шансы получить этот заказ.

В течение прошлого года комиссия провела ряд консультаций со странами – участницами ЕС, структурами, отвечающими за закупки, субъектами рынка, профессиональными ассоциациями и неправительственными организациями. Вывод был однозначным: оздоровительные директивы не всегда достигают поставленных целей. По­этому в новых директивах, принятых в ЕС в ноябре 2007 г., основное внимание уделяется двум основным элементам:
  • повышению эффективности контрактных оздоровительных мероприятий путем введения периода ожидания, следующего за принятием решения о передаче контракта поставщику, но до подписания контракта;
  • предотвращению незаконной прямой передачи контрактов по госзакупкам поставщикам путем введения понятия недействительности заключенного контракта или приостановки действия заключенного контракта в качестве санкции.
Первым ключевым элементом новых правил является установление определенного периода времени – 10 календарных дней, – которые должны пройти с момента оглашения решения о победителе в тендере до заключения контракта. Если участник тендера считает, что его права были нарушены, он подает заявление на пересмотр решения в тендерный комитет национальной судебной инстанции для принятия промежуточного решения в период ожидания, а процедура передачи контракта автоматически приостанавливается. Таким образом, участники тендера получают шанс на пересмотр принятого решения до подписания контракта. Если же организаторы тендера не выдерживают период ожидания, независимый орган вправе приостановить действие контракта, объявив его не имеющим силы. А спорный заказ должен снова пройти тендерную процедуру в соответствии с прави­лами.

Второй ключевой момент касается противодействия незаконной прямой передаче контрактов по госзакупкам. Обычно нелегальная передача происходит в том случае, когда контракт заключается между государственной и коммерческой структурой в непрозрачной форме, при отсутствии конкуренции, без предварительной публикации уведомления о тендере в СМИ. Подобные действия являются серьезным нарушением законов в области госзакупок. Для их пресечения новая директива вводит схему постконтрактного исправления ситуации, которая позволяет третьей стороне в течение 30 дней с момента публикации объявить контракт не имеющим юридической силы. Если основания для предоставления прямого контракта названы не будут, временной лимит увеличивается до шести месяцев с момента заключения контракта. У организаторов закупок появляется стимул к максимальной прозрачности при передаче прямых контрактов: только таким образом можно ограничить период, в течение которого третья сторона вправе объявить заключенный контракт недействительным. Избежать этой процедуры можно, лишь опубликовав в официальном издании информацию, объясняющую причину, по которой контракт был передан напрямую, при соблюдении минимального 10-дневного периода ожидания до предоставления контракта.

Результаты конкурса




















Источник: © Бюджет, 2008, № 5
Поделиться