Версия для печати 2359 Материалы по теме
Реформа бюджетного процесса продолжается.
артюхин


На нынешнем этапе не стоит говорить о ее завершенности, еще идут преобразования, касающиеся четкого разделения полномочий между уровнями власти, начатые государством в 2004 году. Действующий Бюджетный кодекс РФ был принят в 1998 году, а последние принципиальные изменения были внесены в него в апреле 2007 года. За девять лет существования кодекса в него постоянно вносились изменения. Сейчас он регулирует все сферы бюджетных правоотношений, четко разграничивает федеральные и региональные полномочия, касающиеся вопросов доходов и расходов, ясно описывает все стадии бюджетного процесса и практически не имеет пробелов, за исключением последней главы, посвященной вопросам государственного финансового контроля. Над приведением ее в соответствие с последними требованиями по поручению Правительства РФ работает Министерство финансов РФ.

Одно из последних усовершенствований кодекса – включение в него отчетной стадии бюджетного процесса в виде отдельного раздела. Ранее отчетная стадия была отнесена к государственному финансовому контролю. Этот раздел очень важен, потому что отчет об исполнении бюджета - это инструмент обеспечения подотчетности исполнительной ветви власти перед законодательной. Сейчас мы приходим к единому пониманию того, в чем заключается смысл отчета об исполнении бюджета, - ведь и в Конституции Российской Федерации содержится норма о подотчетности Правительства РФ.

Международный опыт подтверждает: именно эта стадия является самой неприятной частью работы для исполнительной ветви власти. В отчетный период должна быть подтверждена эффективность использования средств, и с этой точки зрения очень важно, что в Бюджетном кодексе РФ теперь впервые в Российской Федерации установлены соответствующие сроки отчетной стадии для всех бюджетов бюджетной системы. Впервые на уровне Российской Федерации установлено, что полный комплект документов - а это и отчет об исполнении бюджета, и заключение Счетной палаты РФ на него - должен быть представлен до пятнадцатого сентября. Ранее все отчеты и заключения по ним Счетной палаты РФ законодатель получал только в январе - феврале года, следующего за отчетным. Теперь вся отчетная стадия будет занимать семь - восемь месяцев. Такой механизм даст возможность законодательной ветви власти при планировании бюджета на предстоящий год учитывать результаты исполнения бюджета прошедшего года. Это огромная работа, участие в которой не на последних ролях принимало Федеральное казначейство. Это важнейший шаг вперед, который еще предстоит оценить.

Роман Артюхин

Полную стенограмму интернет-конференции Р.Е.Артюхина можно прочитать здесь

Федеральное казначейство

Поделиться