Версия для печати 1811 Материалы по теме

студенты
В России начат эксперимент по созданию системы кредитования обучения, которая, с одной стороны, может существенно повысить доступность наиболее качественного высшего образования, с другой стороны, позволит государству мягкими рыночными средствами перенаправить поток абитуриентов на получение наиболее востребованных в России профессий. Не зря о запуске данной программы было заявлено именно в МГТУ им. Баумана, в ведущем техническом университете страны.

Год назад вышло Постановление Правительства РФ за № 534 о проведении до 2010 г. эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам ВУЗов. Согласно этому Постановлению, на первом этапе решено начать с создания системы льготного кредитования тех студентов, которые действительно стремятся получить максимально лучшее образование по выбранной ими специальности.

Сначала был утвержден Перечень высших учебных заведений для участия в эксперименте. Всего их оказалось 112. Все они – уважаемые институты и университеты, имеющие свои научные и образовательные школы, серьезные традиции, многократно подтвердившие свою возможность готовить специалистов наивысшей квалификации. Среди них: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации; Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации; МГУ им. М.В. Ломоносова; ГУ - Высшая школа экономики; МГИМО (университет); Дальневосточный государственный университет путей сообщения; Московский государственный университет путей сообщения; Самарский государственный медицинский университет; Северный государственный медицинский университет… Полный список ВУЗов, принимающих участие в эксперименте, приведен в приказе Рособразования от 29 апреля 2008 г. № 397.

Для получения кредита на обучение в данных ВУЗах необходимо успешно сдать приемные экзамены и быть зачисленным в число студентов на платное отделение. То есть, эксперимент касается только тех студентов, которые действительно стремятся учиться именно в лучших российских ВУЗах, но по каким-то причинам, не сумевших набрать нужное количество баллов. Не секрет, что в регионах, как правило, плохо преподают иностранные языки, есть проблемы с «обычными» учебными дисциплинами: русским языком, математикой, физикой. Понятно, что нацеленные на серьезную учебу абитуриенты готовятся к вступительным экзаменам самостоятельно. Но такая подготовка всегда – гонка, всегда есть вероятность упустить какие-то нюансы и кажущуюся на первый взгляд «мелочь»… Потому и процент абитуриентов, недобравших одного-двух баллов до проходного, среди жителей «глубинки» наивысший.

На них, собственно, и нацелен эксперимент в его нынешнем виде. После оглашения результатов экзаменов, все, кто недобрал небольшого количества баллов, но при этом не имеют необходимых средств для платного обучения – пишут заявления об участии в эксперименте, и после этого их ждут на собеседование к «заемщикам», то есть к представителям тех предприятий и организаций, которые, собственно, и будут платить за их учебу и оплачивать повседневные нужды новоиспеченных студентов. По результатам собеседования, после того, как представители «заемщика» убедятся, что перед ними находятся действительно студенты, готовые несмотря ни на что грызть науки и способные достичь необходимых высот в своей профессии, «заемщик» выделяет необходимые средства. Государство в лице Рособразования в свою очередь гарантирует «заемщику» возврат не менее 10% выделяемых средств. По предварительным расчетам, этой суммы должно хватить на погашение действительно безвозвратных потерь «заемщика» (гибель студента или его тяжелая болезнь, которая приводит к инвалидности).

То есть, наш заемщик связывается с банками и «поручителями», поскольку сам он не располагает необходимыми свободными средствами. В роли банков могут выступать все банки, имеющие лицензии Центробанка РФ, а «поручителями», согласно Постановления, могут выступать юридические лица, срок деятельности которых составляет не менее 3 лет, с удовлетворительными результатами финансово-хозяйственной деятельности, подтвержденными аудиторскими заключениями по результатам проверки их деятельности.

«Заемщиками» согласно приказа Рособразования от 29 апреля 2008 года № 397 на сегодняшний день могут стать ООО «Крэйн» (разрешено в рамках эксперимента выдать 3.100 образовательных кредитов), ОАО Холдинговая компания «Главмосстрой» (4 кредита), ОАО «Домостроительный комбинат № 3» (20 кредитов), ЗАО «Строительное управление № 155» (10 кредитов), ОАО «ВМП» АВИТЕК»» (4 кредита), ОАО «Электропривод»(9 кредитов), ОАО «Кировский завод «Маяк»» (1 кредит).

Для предоставления возможности нашего студента учиться в выбранном им ВУЗе заключается серия договоров:

1. «Соглашение о возмещении за счет средств федерального бюджета части расходов поручителя по договорам поручительства по образовательным кредитам, предоставленным студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию» – согласно которому Федеральное агентство по образованию возмещает поручителю в форме субсидии часть его расходов, связанных с исполнением поручителем договоров поручительства по образовательным кредитам,

2. «Образовательный кредит» – договор о выделении заемщику банком - участником эксперимента средств в целях оплаты образовательных услуг нашему студенту и сопутствующих расходов на проживание, питание, учебные пособия и другие расходы социального характера, связанные с обучением, если потребуется,

3. «Договор образовательного кредита» – кредитный договор, который заключают банк - участник эксперимента и заемщик, по которому единственным способом обеспечения исполнения заемщиком обязательств является поручительство, предоставляемое банку - участнику эксперимента поручителем,

4. «Договор поручительства» – который заключают поручитель и банк - участник эксперимента, в соответствии с которым поручитель обязуется перед банком - участником эксперимента отвечать за исполнение заемщиком его обязательств по договору образовательного кредита,

5. «Договор о предоставлении поручительства» – который заключают поручитель и заемщик, в соответствии с которым поручитель предоставляет поручительство банку - участнику эксперимента в обеспечение обязательств заемщика по договору образовательного кредита, заключенному заемщиком с указанным банком - участником эксперимента, а заемщик обязуется погасить все требования поручителя, возникающие в случае исполнения поручителем его обязательств по договору поручительства;

Кроме того, поручитель и ВУЗ подписывают «Соглашение между поручителем и вузом об информационном сотрудничестве», по которому устанавливается порядок осуществления совместных действий при проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам этого вуза.

В результате, наш студент получает возможность получать лучшее в России высшее образование. Предприятия России получают крайне необходимых им высококвалифицированных специалистов по наиболее востребованным специальностям. Типовые правила предусматривают льготные условия возврата студентом суммы кредита в период его работы. Понятно, что, во-первых, чем выше будет получена квалификация, тем больше будут заработки молодого специалиста, тем быстрее он расплатится за кредит. Во-вторых, никто не ограничивает предприятие, в котором будет работать наш студент, разработать особые условия погашения кредита.

В 2010 г. произойдет оценка первых результатов данного эксперимента, согласно которым условия будут скорректированы. Велика вероятность, что эксперимент будет распространен в целом на всю сферу образования…

собственная информация
Поделиться