25 апреля 2024 года
Регистрация
Экономика№6 Июнь 2008 — 03 июля 2008

Всемирный банк: взгляд на Россию

Версия для печати 3234 Материалы по теме
Всемирный банк
По утверждению экспертов Всемирного банка, сегодняшние темпы экономического роста в России превышают их долгосрочный прогноз, несмотря на ухудшение ситуации в мировой экономике. 
Анастасия АНДРЕЕВА 

В 2007 г. темпы экономического роста достигли 8,1% благодаря высоким ценам на нефть, активному внутреннему спросу и благоприятным базовым макро­экономическим условиям. Однако совокупность факторов, в числе которых неослабевающая инфляция, повышение загруженности производственных мощностей и коэффициента использования трудовых ресурсов, усугубление инфраструктурных ограничений и опережающий рост реальной зарплаты по сравнению с увеличением производительности труда, позволяет сделать вывод о вероятном перегреве экономики, то есть о том, что совокупный спрос опережает долгосрочные производственные возможности.

В последние годы в России были проведены важные реформы, в основном в области бюджетной системы. Так, значительная часть нефтяных сверхдоходов была сохранена в Стабфонде, а государственный бюджет сводился с большим профицитом, который использовался на выплату внешнего долга и снижение внешней уязвимости. Введено трехлетнее бюджетное планирование и начато долгосрочное финансовое планирование по примеру Новой Зеландии и Великобритании. Сокращено число налогов и снижено общее налоговое бремя (включая введение единой ставки подоходного налога на уровне 13% и уменьшение основной ставки НДС до 18%).

Правительству удалось значительно улучшить собираемость налогов, усовершенствовать таможенное администрирование, исключить неденежные расчеты в бюджетной системе, усовершенствовать систему бюджетного управления и контроля, в том числе посредством внедрения единого казначейского счета. В рамках реформирования бюджетной системы также проведена реформа межбюджетных отношений, в ходе которой была внедрена современная формула расчета трансфертов на межбюджетное выравнивание, постепенно ликвидирована практика нефинансируемых мандатов, а также обеспечено достаточно стабильное разделение доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджета.

В начале реформ финансовая система была слабо развита. Потребовалось принять меры для либерализации валютной системы, провести реформы в области финансового рынка, однако возможности для дальнейшего развития и углубления финансовой системы остаются.

Проблему эффективности и независимости судебной системы правительство решает посредством повышения зарплаты и публикации судебных решений.

В начале 2006 г. Правительство РФ утвердило Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), призванную преодолеть ряд проблем, в числе которых:
  • отсутствие условий и стимулов для динамичного развития человеческого капитала;
  • низкая эффективность госуправления;
  • слабая диверсификация экономики, низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора;
  • инфраструктурные ограничения;
  • проблемы с межрегиональным перемещением факторов производства. Последнее обстоятельство также рассматривается как существенное препятствие для более динамичного экономического развития ре­гионов.
В настоящее время разрабатывается концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами субъектов РФ и муниципальных образований на период 2009–2011 гг.

Тем не менее торможение в осуществлении структурных реформ сохраняется. Определенный прогресс был достигнут в реализации четырех приоритетных национальных проектов, однако важные структурные реформы пока остаются незавершенными. В особенности это касается сферы бизнеса и инвестиционного климата, работы мелких и средних предприятий и решения институционально-управленческих проблем.

Источник: © Бюджет, 2008, № 6

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно