25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2186 Материалы по теме
Финансовый контроль для достижения национальных целей

Главный аудитор Центрального банка, модератор сессии В. П. Горегляд отметил, что год реализации национальных проектов имел нулевой эффект для российской экономики. Тем не менее Центральный банк предполагает, что отдача от проводимой в этом направлении работы будет, так как задачей недавно сформированного Правительства РФ как раз и является повышение эффективности запланированных трат и обеспечение значимого роста экономических показателей. И в надежде на более активное проведение структурных реформ, исходя при этом из консервативных оценок, Центробанк считает, что уже в 2020 году экономический рост ускорится на 1,5–2%.

Основным фактором ускорения роста экономики будет увеличение государственных инвестиционных расходов, обусловленных финансированием национальных проектов. Выделение беспрецедентно высоких сумм из бюджетов бюджетной системы РФ требует серьезного уровня мониторинга и контроля выполнения намеченных задач. Причем, по мнению Горегляда, в контроле должны участвовать не только профессиональные контролеры, но и общественность и представители экспертного сообщества. Большая ответственность при этом ложится на органы внешнего государственного финансового контроля. Счетная палата РФ, как отметил аудитор Центробанка, уже перестроила свою работу и при организации своей деятельности делает упор на проведении стратегического аудита.

Риски нацпроектов

Аудитор Счетной палаты РФ Т. В. Блинова рассказала, что в 2019 го­ду высший орган аудита промониторил 8 из 13 национальных проектов и выявил существенные риски, которые влияют на достижение запланированных результатов. В частности, Счетной палатой выявлен низкий уровень освоения бюджетных средств. А это не вложенные в экономику средства и, как следствие, недостигнутые показатели ее роста.

Также Счетная палата отметила несовершенство нормативно-правового регулирования реализации нацпроектов и низкое качество стратегического и текущего планирования. Последнее выражается в том, что 55% показателей национальных проектов и 26% показателей государственных программ РФ не нашли своего отражения в планах деятельности федеральных органов исполнительной власти. Существенным риском является и качество подготовки отчетности. «Если мы посмотрим на отчетные документы, то увидим, что многие из них носят формальный характер. И в этих формальных документах не всегда можно найти причины недостижения результатов и предложения, как изменить ситуацию», — отметила Блинова.

Непосредственные исполнители национальных проектов должны не ждать, когда внешний контролер укажет им на их ошибки и недоработки, а применять инструменты, позволяющие провести собственный аудит и мониторинг. Но Счетная палата полагает, что сегодняшнюю систему внутреннего финансового аудита действенным инструментом, к сожалению, считать нельзя. По результатам соответствующего экспертно-аналитического мероприятия внешний контролер выявил системные проблемы в организации ВФА, которые не позволяют с его помощью получить оценку результатов реализации нацпроекта и найти решение тормозящих процесс проблем. Необходимо в большей степени ориентировать внутренний аудит главных администраторов бюджетных средств на анализ результатов всей деятельности, а не только ее финансовой составляющей. «К сожалению, только каждый пятый отчет главного администратора средств федерального бюджета о результатах внутреннего финансового аудита соответствует тем целям, ради которых этот аудит проводился. И мы не возлагаем больших надежд на то, что три стандарта ВФА, которые в конце прошлого года утверждены приказами Министерства финансов РФ, дадут тот импульс для развития, который сегодня необходим», — заключила Блинова.

Визуализировать результат

Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин отметил: несмотря на то что реализация национальных проектов длится всего один год, внутренняя организация министерств и ведомств подверглась серьезной перестройке. Федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления в большинстве своем перешли на проектный принцип управления.

Минфин России в кратчайшие сроки создал подсистему управления национальными проектами, которая является частью «Электронного бюджета». С конца прошлого года на едином портале бюджетной системы Российской Федерации размещены полные сведения обо всех национальных, федеральных и региональных проектах. И сделано это в первую очередь для того, чтобы процесс достижения национальных целей был видимым для простого гражданина, а не только для представителя государственной и муниципальной власти. И это, по мнению Артюхина, серьезный результат работы. «Сейчас перед нами стоит задача по визуализации результатов. Необходимо сделать так, чтобы на информационном ресурсе, двигаясь от общего к частному, можно было увидеть конкретный построенный объект», — поделился планами руководитель Казначейства России.

Цифровой ландшафт

Москва, участвуя в реализации национальных проектов, не получает субсидирования из Федерации, поэтому, как отметил министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления Москвы Е. А. Данчиков, имеет большую свободу действий и в плане работы по достижению показателей, и в плане контроля. Для того чтобы нацпроекты были реализованы вовремя, результативно и эффективно и граждане почувствовали значимые и позитивные изменения, необходимо три ключевых условия, соблюдение которых позволит построить эффективный контроль и достичь целей. Во-первых, финансовый контроль должен быть интегрирован в методологию достижения целей, что подразумевает упор на профилактику и предупреждение нарушений. Во-вторых, необходимо обеспечить координацию действий все контрольных органов, задействованных в наблюдении за реализацией национальных проектов. И в-третьих, следует выстраивать именно невидимый дистанционный контроль и анализировать большие данные. «То есть работать удаленно, чтобы оперативно делать выводы и иметь возможность подсказать исполнителям, как справиться с возникшими проблемами», — сказал Данчиков.

В Москве в настоящее время построен цифровой ландшафт, который объединяет главных распорядителей бюджетных средств, системы экспертизы, оценивающие ценовые показатели, закупочные информационные системы, облачную бухгалтерию, финансовые и экономические системы, отвечающие за учет достижения результатов национальных проектов. И вся эта архитектура содержит контрольные точки, которые анализируются в рамках информационной системы контрольного органа.

Начальник контрольно-аналитической службы генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» М. И. Бесхмельницын рассказал о том, как организован контроль реализация задач, стоящих перед РЖД в рамках реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. «Мы прежде всего постарались распределить этапы решения задач по годам и расставить реперные точки. От начала проектирования объекта и до его ввода в эксплуатацию мы выстраиваем пин-технологии таким образом, чтобы создать цифровой двойник объекта. Этот цифровой двойник позволяет отследить весь процесс создания объекта. Если мы потратили 30 процентов средств, то и цифровой двойник должен быть готовым на 30 процентов. Это значительно облегчает контроль». При этом каждый достигнутый результат должен давать эффект немедленно. То есть каждый участок построенной железной дороги, каждый объект должен быть сразу вовлечен в оборот и давать отдачу, не дожидаясь срока реализации нацпроекта в целом.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно