25 апреля 2024 года
Регистрация
Финансы№6 Июнь 2008 — 07 июля 2008

Достойнейшие из достойных

Версия для печати 3896 Материалы по теме
Конкурс
16 мая в Москве были подведены итоги I Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами». Организатором конкурса выступил журнал «Бюджет» при участии генерального спонсора – компании «Бюджетные Финансовые Технологии» и официального спонсора – ОАО «Промсвязьбанк». 
Зинаида ЕВСЕЕНКОВА 

Идея проведения такого мероприятия в редакции появилась давно. На протяжении пяти лет – а именно столько существует наше издание – перед журналом стояла задача освещать на своих страницах опыт работы местных органов власти, знакомить читателей с практикой, наработанной в муниципальных образованиях. Мы стремились к тому, чтобы журнал стал площадкой для обмена мнениями между специалистами и практиками, понимая, что именно органы местного самоуправления принимают решения, от которых зависит жизнь города, поселка.

Особое внимание в журнале «Бюджет» уделялось вопросам осуществления реформы местных бюджетов в связи с реализацией Федерального закона № 131-ФЗ, первым опытам, проводимым в субъектах РФ. В рамках постоянной рубрики «Местное самоуправление» на страницах нашего издания выступали специалисты, имеющие большой практический опыт, – консультанты Госдумы, ответственные работники Минфина России, руководители региональных финансовых органов, а также представители органов местного самоуправления и органов местной власти. Подводя итоги работы первого года реализации Федерального закона № 131-ФЗ, мы выпустили отдельной брошюрой «Методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов», подготовленные специалистами Минфина России.

В конце 2007 г. инициатива редакции о проведении конкурса среди муниципальных районов и городских округов была поддержана Министерством финансов РФ и Сообществом финансистов России. Специалисты Минфина России и журнала «Бюджет» разработали перечень показателей оценки деятельности муниципалитетов. Этот перечень и письма с предложением принять участие в конкурсе были разосланы всем муниципальным районам и городским округам.

Хотя такой конкурс проводился впервые, заявки на участие в нем прислали 183 муниципальных образования из 56 субъектов РФ, в том числе 93 муниципальных района и 90 городских округов. Некоторые субъекты РФ были представлены не двумя-тремя муниципальными образованиями, как предполагалось, а намного большим количеством: так, от Нижегородской области в конкурсе пожелали участвовать 20 муниципальных образований, от Краснодарского края – восемь, от Смоленской области – семь, от Республики Бурятии и Ростовской области – по шесть, от Республики Башкортостана и Кировской области – по пять муниципальных образований.

Редакция журнала ознакомилась с полученными из регионов материалами и систематизировала их для рассмотрения конкурсной комиссией, в состав которой вошли представители Государственной Думы, Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития РФ, Сообщества финансистов России. Далее конкурсная комиссия проанализировала показатели муниципалитетов, определила степень полноты ответов. Результатом работы комиссии стало определение муниципальных образований – призеров конкурса и победителей в различных номинациях.

Призерами конкурса стали девять муниципальных образований.

Дипломом I степени награждены:
мэрия города Братска Иркутской области;
администрация Стерлитамакского
района Республики Башкортостан.

Диплом II степени получили:
администрация городского округа Коломна Московской области;
администрация городского округа «Город Обнинск» Калужской области;
администрация Добринского района Липецкой области.

Диплом III степени присужден:
администрации города Оренбург;
администрации города Ростов-на-Дону;
администрации города Новокузнецк Кемеровской области;
администрации Брюховецкого района Краснодарского края.

Было названо 22 победителя в семи номинациях. Среди них: администрация города Барнаула Алтайского края, администрация Навашинского муниципального района Нижегородской области, мэрия городского округа Стрежевой Томской области, администрация города Владимира, администрация муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, администрация муниципального образования городской округ «Сыктывкар» Республики Ко­ми, администрация муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области, администрация города Перми, администрация муниципального образования «Сальский район» Ростовской области, мэрия города Ярославля, администрация муниципального образования «Город Барыш» Ульяновской области, администрация Петровского муниципального района Ставропольского края, администрация муниципального образования «Город Ижевск» Удмуртской Республики, администрация городского округа город Волжский Волгоградской области, мэрия города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики, администрация городского округа «Город Хабаровск», администрация городского округа «Город Калининград», администрация муниципального образования город Краснодар, администрация города Тюмени, администрация города Смоленска, администрация муниципального района Ставропольский Самарской области, администрация города Димитровграда Ульяновской области.

Перед церемонией награждения был проведен круглый стол на тему «Местные бюджеты в новых законодательных условиях». На мероприятии выступил заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России О. Г. Бежаев, рассказавший о новациях в сфере законодательства местных бюджетов. Начальник отдела Департамента межбюджетных отношений Минфина России С. А. Карчевская остановилась на проблемах действующего законодательства и поправках, предлагаемых для внесения в Бюджетный кодекс. Директор ФГУНУ «РНЦГМУ» С. Н. Юркова доложила о стратегическом планировании развития муниципального образования. Начальник отдела развития и поддержки местного самоуправления Департамента федеративных отношений и местного самоуправления Минрегионразвития России В. Н. Филиппов посвятил свое выступление путям решения проблем муниципальной реформы. О своих достижениях рассказали глава администрации города Обнинска Калужской области Н. Е. Шубин, заместитель мэра по инновационному развитию города Братска Иркутской области А. Ф. Зезуля, глава администрации Петровского района Ставропольского края А. А. Захарченко и начальник финансового управления города Коломны Московской области Т. В. Гоцко.

Надежда МАКСИМОВА, председатель подкомитета Государственной Думы по межбюджетным отношениям, сопредседатель трехсторонней рабочей группы совершенствования межбюджетных отношений, председатель Сообщества финансистов России:
«Подведены итоги I Всероссийского конкурса “Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами”. Хочу от всей души поздравить всех призеров и победителей в номинациях. Это первый конкурс такого уровня и будем надеяться, что он будет жить и развиваться, обрастать многими добрыми традициями.

Многие конкурсанты, как и большинство членов конкурсной комиссии, были не только свидетелями, но и непосредственными участниками тех процессов, часто очень нелегких, через которые последние 15 лет проходила финансовая система России. За это время удалось выстроить систему межбюджетных отношений и сформировать достаточно прозрачную систему взаимоотношений между бюджетами всех уровней.

Однако вопросы выравнивания бюджетной обеспеченности пока остаются самой главной и острой проблемой. Очевидно, что реально местное самоуправление может осуществляться лишь при условии соответствующей финансовой обеспеченности.

В последнее время собственные доходы муниципальных образований имеют тенденцию к росту. Но во многих случаях собственных доходов местной власти не хватает даже на решение элементарных задач. В целом бюджет местного самоуправления составляет лишь около 16% консолидированного бюджета страны и менее половины консолидированного бюджета регионов, хотя именно на этом уровне власти сегодня решаются многие важнейшие вопросы, непосредственно влияющие на качество жизни людей: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, медицинское обслуживание и др.

В настоящее время отсутствует окончательное распределение расходных полномочий, под которые, в свою очередь, должны выстраиваться доходные полномочия. А значит, всех нас, в том числе и депутатский корпус, ждет большая работа по созданию законопроектов, регулирующих вопросы местного самоуправления.

Я рада видеть среди конкурсантов многих представителей муниципальных образований, являющихся членами НП “Сообщество финансистов России”. Благодаря их работе и работе финансовых служб субъектов РФ над новой редакцией Бюджетного кодекса из 214 предложенных ими поправок было принято 114, что свидетельствует об эффективной деятельности Сообщества.

До вступления Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих правилах местного самоуправления в Российской Федерации» в силу осталось меньше полугода. За этот период мы должны подготовить необходимые поправки в федеральные законы № 131-ФЗ, 94-ФЗ и 184-ФЗ и, конечно, в Бюджетный кодекс РФ. Я призываю финансистов муниципальных образований активнее включиться в эту работу, чтобы как можно больше предложений и замечаний, улучшающих и укрепляющих финансовую систему местного самоуправления, были приняты.

Хотелось бы поблагодарить журнал «Бюджет» за организацию конкурса “Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами”: с его помощью мы снова получили возможность совершенствовать финансовые взаимоотношения, работать над принципами БОР, изучать практику управления муниципальными финансами, отмечать лучших.

Желаю всем участникам конкурса больших успехов в наполнении доходной части бюджетов, удачи в личных делах, а журналу “Бюджет” – новых творческих достижений».

Источник: © Бюджет, 2008, № 6




Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно