25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3341 Материалы по теме
Николай Шубин
Обнинск, еще в конце прошлого десятилетия фактически не имевший промышленности, сегодня уверенно движется по пути формирования современной инновационной экономики. Это открывает перед городом возможности для решения серьезных социальных задач. 
Николай ШУБИН, глава администрации города Обнинска 

История Обнинска начинается с 1945 г., когда Совнарком СССР принял постановление об организации научно-исследовательского учреждения – лаборатории «В» (будущего Физико-энергетического института), давшего в 1954 г. жизнь первой в мире атомной электростанции. С тех пор Обнинск формировался как город науки, ориентированный на фундаментальные исследования в областях ядерной физики, радиационного и аэрокосмического материаловедения, радиохимии, радиационной медицины и биологии, теплофизики, радиоэкологии и метеорологии.

Обнинск – первый наукоград России. Указом Президента РФ № 821 от 6 мая 2000 г. этот статус был присвоен городу до 2024 г. Благодаря такому статусу Обнинск ежегодно при содействии Министерства финансов РФ и Министерства образования и науки РФ получает дополнительные средства из федерального бюджета – субвенцию на мероприятия по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукограда Российской Федерации.

Реализован ряд крупных проектов, в числе которых:
  • расширение и реконструкция Добринского водозабора. В начале 2008 г. водозабор введен в эксплуатацию, что позволило обеспечить круглосуточное потребление воды в городе;
  • реконструкция перинатального центра на базе обнинского родильного дома. В феврале 2008 г. роддом принял первых пациентов;
  • создание инженерной инфраструктуры в районе муниципальной промышленной зоны;
  • благоустройство города, в том числе ремонт дорожных покрытий магистральных улиц и внутри­квартальных проездов;
  • решение жилищной проблемы для молодых ученых;
  • расширение и реконструкция очистных сооружений;
  • разработка проектно-сметной документации и строительство городского магистрального хозфекального коллектора;
  • строительство второй очереди полигона твердых бытовых отходов;
  • создание зоны инновационного развития (включая инженерную инфраструктуру) с компактным размещением малых и средних производственных инновационных предприятий на территории в 18 га в центре города;
  • проект создания единой информационной сети наукограда, который позволит заложить технические и технологические основы для организации единого информационного пространства в городе и практической реализации городского информационного потенциала.
Особое значение приобрела комплексная программа социально-эконо­ми­ческого развития города Обнинска как наукограда Российской Федерации на 2007–2011 гг. и целевые программы по отдельным направлениям, в том числе городская целевая программа «Содействие развитию малого предпринимательства в городе Обнинске на 2007–2009 гг.».
Инвестиционная привлекательность города способствовала резкому подъему экономики. Еще в 2004 г. доходы бюджета города составляли 791 млн руб., а уже в 2007 г. – 1 791 млн. Целенаправленная политика привлечения инвестиций позволила добиться значительных результатов в виде прироста основных фондов, увеличения поступлений от налогов и сборов. Только по итогам 2007 г. объем инвестиций в экономику города составил 4,19 млрд руб., а объем собственных доходов – 1,05 млрд. Фактором, способствовавшим улучшению показателей бюджета, стало и увеличение доли доходов от налогов и сборов, поступающей в местный бюджет.

На фоне успехов в развитии частного бизнеса несомненным достижением стало решение Правительства РФ о включении Обнинска в число территорий, предназначенных для создания технопарков. Федеральным бюджетом предусмотрено выделение финансирования на освоение двух территорий технопарка с высокотехнологичным современным производством.

В качестве специализации для технопарка были выбраны биотехнологическое и химико-фармацевтическое направления. Подобный выбор неслучаен: эти отрасли занимают сегодня лидирующие позиции в мире по темпам роста и инвестиционной привлекательности.

Перспектива развития связана и с тем, что российские предприятия биотехнологической и химико-фарма­цевтической промышленности не обеспечивают потребности страны: импортозависимость России по инсулину почти 100%-ная, по антибиотикам – свыше 90%, выпуск бета-каротина и ряда ферментов вообще прекращен. Поэтому создание технопарка с такой специализацией – задача государственной важности не только в плане инноваций, но и в плане обеспечения лекарственной безопасности страны.

И наконец, в-третьих, в Обнинске есть все необходимые условия для развития названных отраслей. Прежде всего, следует отметить Медицинский радиологический научный центр с его мощной экспериментальной базой и великолепным персоналом; реакторную базу Физико-энергетического института. В городе работают несколько профильных инновационных компаний, например «Медбиофарм», «Мир-Фарм», «Биофлавон». Выходит на плановые мощности «Хемофарм». Так что в Обнинске имеется вся цепочка по созданию и внедрению биотехнологий – от научных разработок до производства лекарств.

Еще одно крайне перспективное направление для технопарка – информационные технологии.

Сегодня на размещение в технопарке «Обнинск» уже подано 28 заявок. Объем инвестиций в строительство предприятий предполагается на уровне более 7 млрд руб. Резиденты технопарка планируют создать более 3 тыс. новых рабочих мест. К 2010 г. объемы выпуска продукции на производствах технопарка должны превысить 13,5 млрд руб.

Существенную роль в экономике города играет малое предпринимательство, в котором занято 44% работающего населения (22,4 тыс чел.). Многие крупные и средние предприятия города выросли из малого бизнеса – например, завод «Венталл», вошедший в состав концерна RUUKI и ставший самым крупным налогоплательщиком города. Во многом благодаря таким успешным предприятиям в настоящее время обеспечивается поступательная динамика роста собственных доходов бюджета.

Доходы бюджета
По итогам 2007 г. налоговая мобилизация в бюджетную систему на территории города составила 3 646,8 млн руб. (рост к уровню 2006 г. – 196,5%). Поступления по налогу на прибыль достигли 194,5% относительно 2006 г. Сбор по налогу оказался намного выше прогноза, что связано с ростом объема налогооблагаемой базы в промышленности.

Доля крупных и средних предприятий в общем объеме прибыли составляет 63%, малых – 36%. Сбор налога на доходы физических лиц вырос к уровню 2006 г. в 2,1 раза – это обусловлено прежде всего повышением среднемесячной заработной платы.

Налогов на совокупный доход было получено на 127,6% больше, чем в 2006 г., за счет увеличения количества плательщиков по упрощенной системе налогообложения. Роста сборов единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности практически не произошло ввиду принятия на уровне Федерации понижающего коэффициента (данная мера направлена на увеличение объема средств, инвестируемых субъектами малого бизнеса). Сбор налога на имущество физических лиц составил 112,0% к плану. За счет привлечения частных инвестиций и создания новых мощностей значительно увеличились поступления налога на имущество организаций – 180,7% к уровню 2006 г. Неналоговые доходы исполнены на 118,2% относительно 2006 г.

В итоге доходы бюджета города по сравнению с 2000 г. выросли в 4,6 раза. Отметим, что важную роль в увеличении налоговых платежей играет комиссия по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины, созданная при администрации города.

Расходы бюджета
Расходы бюджета по сравнению с 2006 г. повысились на 36%, достигнув 1,6 млрд руб., причем 57% из них направлено на финансирование социальной сферы, а 26% – жилищно-коммунального хозяйства.

Фонд оплаты труда за период с 2000 г. в целом по городу увеличился в 7 раз. Фонд оплаты труда работников бюджетной сферы вырос в 10 раз (по России – в 7 раз), что позволило сохранить все учреждения обязательного общего и дополнительного образования и открыть новые учреждения и группы общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В 2007 г. капитальные расходы с учетом затрат на капитальный ремонт жилищного фонда и объектов социальной сферы повысились с 311 млн до 555 млн руб., а их доля в бюджете города увеличилась с 26 до 35%.

Бюджет 2007 г. был социально ориентированным: на финансирование социальной сферы направлено почти 60% (911,8 млн руб.) от общего объема расходов, в том числе 114,6 млн – на дополнительные выплаты работникам бюджетной сферы и правоохранительных органов. В целях усиления социальной защищенности установлены выплаты матерям при рождении ребенка, пенсионерам к юбилейным датам, адресная материальная помощь на оплату услуг ЖКХ неработающим пенсионерам и ряду других категорий граждан.

Выполнение мероприятий, направленных на оптимизацию бюджетных расходов только по образовательным учреждениям, дало возможность сэко­номить 2,2 млн руб. бюджетных средств за счет реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, повышения средней наполняемости классов, сокращения 139,5 ставок (заместителей руководителей образовательных учреждений, педагогов-организаторов, младшего обслуживающего персонала и др.), поэтапного вывода начальных классов из садов-школ в средние общеобразовательные школы.

В целях повышения качества организации муниципальных закупок, оптимизации бюджетных расходов и обеспечения максимальной прозрачности в Обнинске принято централизованное размещение муниципального заказа на базе единой торговой площадки (ЕТП). По результатам проведенных торгов экономия бюджетных средств достигла 40 млн руб. (7,5% от суммы заказов; для сравнения: в среднем по России данный показатель составляет 5%).

Бюджет Обнинска исполняется в рамках автоматизированной системы управления бюджетным процессом при казначейском исполнении бюджета на основе принципа единства кассы с марта 2002 г. Работа в системе позволила существенно повысить эффективность управления средствами городского бюджета и результативность использования бюджетных средств.

В минувшем году законодательством Российской Федерации были предусмотрены значительные изменения в параметрах подготовки и составления бюджетов различных уровней, что напрямую затронуло и наш город. Впервые городской бюджет был составлен на трехлетний период – на 2008 г. и плановый период 2009–2010 гг. Утверждению такого документа предшествовала большая работа, в частности было принято положение о бюджетном процессе, соответствующее требованиям нового Бюджетного кодекса.

По проекту бюджета города проведены публичные слушания. Все вопросы, связанные с утверждением положения о бюджетном процессе в городе, рассмотрением и утверждением бюджета, квартальных и годовых отчетов о его исполнении, обсуждаются на открытых заседаниях городского Собрания с обязательным присутствием представителей средств массовой информации. Все необходимые проекты и решения по бюджетным вопросам публикуются в периодической печати и размещаются на сайтах администрации города и городского Собрания.

Контроль за ходом исполнения бюджета в течение года и внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета за год проводится Контрольно-счетной палатой городского Собрания. Проверками целевого и эффективного использования бюджетных средств наряду с Контрольно-счетной палатой занимается контрольно-ревизионный отдел администрации города. Благодаря их напряженной работе вот уже несколько лет все бюджетные обязательства в городе выполняются в срок, социальные выплаты осуществляются своевременно.

С 2005 г. бюджет при планируемом дефиците исполняется с профицитом. Ведется работа по сокращению муниципального внутреннего долга. За период с 2004 по 2007 г. муниципальный долг снизился в 2,6 раза – с 60 млн до 23 млн руб., или 2,2% от общего объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений.

Повышение эффективности управления ресурсами позволило ввести дополнительные надбавки к заработной плате работников бюджетной сферы. Для обеспечения поступательного развития города требуется привлечение квалифицированных специалистов. В этой связи задача выравнивания уровней заработной платы в бюджетных и коммерческих организациях является одной из главных.

Город, в котором к концу 1990-х гг. промышленность была представлена очень ограниченно, смог выстроить новую экономику – в том числе при поддержке федеральных программ. Сегодня Обнинск обладает многопрофильной экономикой, в основе которой лежат наука, производство, торговля и сфера услуг, образование и медицина. В городе зарегистрировано 5 тыс. предприятий и организаций.

Однако выполнение различных мероприятий социальной направленности требует новых, более эффективных решений в развитии экономики. Администрация города старается найти пути решения существующих проблем. В частности, разработана Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов города Обнинска на 2008–2012 гг., в соответствии с которой значительный объем затрат на строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры будет покрыт за счет платы за подключение, вносимой частными инвесторами.



Справка «Бюджета»

Николай Евгеньевич ШУБИН, глава администрации города Обнинска

Родился 12 мая 1949 г. в пос. Каменка Острогожского района Воронежской области.
В 1971 г. окончил Воронежский технологический институт.
1971–1974 гг. – инженер-исследователь НИИ электронных материалов Министерства электронной промышленности СССР (Владикавказ).
1993–1995 гг. – директор НИИ электронных материалов (Владикавказ).
1995–1998 гг. – заместитель Председателя Правительства – министр экономики и внешнеэкономических связей Республики Северная Осетия – Алания.
2002–2004 гг. – директор Департамента регионального развития Калужской области.
2004–2005 гг. – министр промышленности, науки и малого предпринимательства Калужской области.
С 27 января 2005 г. – глава администрации города Обнинска Калужской области.



Источник: © Бюджет, 2008, № 6




Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно