Версия для печати 4340 Материалы по теме
Валерий Шувалов
 Валерий ШУВАЛОВ, глава городского округа Коломна 

Впервые Коломна упоминается в Лаврентьевской летописи в 1177 г. Город исторически прошел путь от военно-стратегического форпоста Рязанской земли до крупного машиностроительного, строительного, транспортного, научного и культурного центра не только Подмосковья, но и всей России. В течение 830 лет на территории города было создано более 400 памятников оборонного и культурного зодчества. В итоге Коломна превратилась в интереснейший художественный комплекс Подмосковья, что позволило ей в мае 2007 г. стать центром проведения российского Дня славянской письменности.

Финансовая система Коломны имеет богатейшую историю, которая берет свое начало с 1862 г., когда по указу императора Александра II в городе была создана комиссия по сбору сведений о финансовом положении городского хозяйства и участию в разработке городового положения.

Экономическую основу современной Коломны составляют машиностроение, металлообработка, пищевая и легкая промышленность. Конкурентоспособная промышленная продукция реализуется не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Устойчивый рост объемов промышленного производства обеспечивает стабильную социально-экономическую обстановку в городе.

Коломна развивается, появляются новые предприятия. По состоянию на 1 января 2008 г. в городе зарегистрировано более 2 200 предприятий различных форм собственности. Объем валового муниципального продукта в 2007 г. превысил 330 млрд руб., что на 20% выше аналогичного показателя 2006 г. Увеличились объемы выпуска современной техники и оборудования, в том числе поставляемые на экспорт. Сложившиеся за последние годы высокие темпы экономического развития обеспечили поступление во все уровни бюджетов налоговых доходов на сумму 5 049 млн руб.

Доходы бюджета городского ок­руга в прошедшем году составили 2 868,7 млн руб. (рост по сравнению с 2006 г. на 58%). Бюджет Коломны формируется в основном за счет собственных доходов, объем которых в 2007 г. составил 1 531,4 млн руб. Налоговые доходы исполнены в сумме 1 354,6 млн руб., их удельный вес в доходах бюджета увеличился с 37,1% в 2006 г. до 47,0% в 2007 г.; неналоговые доходы – в сумме 176,8 млн руб. (рост по сравнению с 2006 г. на 22,8%). Позитивной тенденцией стало перевыполнение плана по неналоговым доходам и увеличение их удельного веса в общей сумме собственных доходов.

Крупнейшими налогоплательщиками на территории городского округа являются ОАО «Коломенский завод», ОАО «Щуровский цемент», ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения», Московско-Рязанское отделение железной дороги, ГУП «Мострансавто» автоколонна № 1417, ЗАО «Продтовары», ГУП «Мособлэлектротранс» и др.

В течение последних лет доля муниципального сектора экономики при формировании доходов бюджета стабильно увеличивается. Только за последние три года этот показатель вырос почти вдвое – с 8% в 2005 г. до 13% в 2007 г. Аналогичная ситуация прослеживается и с областными организациями (соответственно 3,7% в 2005 г. и 7,0% в 2007 г.). Это свидетельствует как о стабильном развитии муниципального и регионального секторов экономики, так и о повышении уровня оплаты труда их работников.

Для исполнения государственных полномочий и решения вопросов местного значения по обеспечению жизнедеятельности населения на территории городского округа в прошлом году из бюджета Московской области было выделено 1 189,1 млн руб., или 41,2% доходов бюджета.

Позитивная тенденция развития экономики позволила запланировать на 2008 г. рост бюджета на 20,0%. В целях мобилизации доходов ведется комплексная работа по широкому спектру направлений. Так, постановлением главы на территории городского округа в 2004 г. создана межведомственная комиссия, которая координирует деятельность администраторов доходов, ведет работу с должниками, занимается постановкой на учет новых налогоплательщиков, контролем роста средней заработной платы и т.д.

Для обеспечения эффективной деятельности комиссии созданы системы мониторинга по крупным и средним налогоплательщикам, бюджетной отдаче, недоимкам по налоговым и неналоговым платежам и др. Администраторы доходов ведут активную претензионную работу, в результате которой по искам судов в 2007 г. в бюджет городского округа поступило более 10 млн руб. Отдельным направлением деятельности является создание налогового паспорта как инструмента управления налоговым потенциалом на территории Коломны.

Расходы бюджета в 2007 г. исполнены в сумме 2 861,3 млн руб., они осуществлялись в соответствии с полномочиями по выполнению социально значимых функций. Основная доля бюджетных средств направлена на финансирование образования (35,7%), здравоохранения и спорта (34,9%), жилищно-коммунального хозяйства (10,0%) и т.д. В городском округе имеется достаточно развитая сеть бюджетных учреждений, в Коломенском финансовом управлении открыто 128 лицевых счетов получателей бюджетных средств и 114 по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Приоритетным направлением расходов бюджета является заработная плата работников бюджетной сферы. На эти цели в 2007 г. было выделено 1 141,2 млн руб. – 40,0% от общей суммы расходов. В результате проведения комплекса мер средняя заработная плата работников бюджетной сферы в прошедшем году увеличилась по сравнению с 2006 г. на 31,2%, достигнув в декабре 15 354 руб. Повышение уровня жизни бюджетников остается в центре внимания органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления. Следует отметить, что в 2007 г. зарплата работников бюджетной сферы области росла более высокими темпами, чем в федеральных бюджетных учреждениях.

В условиях реформ местного само­уп­равления и бюджетного процесса одним из важных направлений деятельности органов местного самоуправления является норма­тив­но-методическая работа. Практика пока­зывает, что наиболее эффективной формой сотрудничества жителей городского округа, субъектов хозяйственной деятельности и органов местного самоуправления является создание комплексных документов, которые представляют собой не только планы совместных действий, но и информационные ориентиры развития Коломны. Поэтому в городском округе уже много лет формируются программы развития муниципального образования на среднесрочную перспективу.

По мере развития и совершенствования сети бюджетных учреждений возникла объективная необходимость в разработке концепции развития бюджетного сектора экономики на территории муниципального образования городской округ Коломна на 2007–2015 гг., включающей в себя анализ текущего состояния бюджетного сектора экономики Коломны, определение стратегии действий органов местного самоуправления на период до 2015 г., перечень основных мероприятий и конкретные результаты на перспективу. Целью разработки концепции явились:
  • повышение качества, результативности и эффективности предоставления бюджетных услуг жителям Коломны;
  • повышение стабильности и предсказуемости городского бюджета на среднесрочную перспективу;
  • проведение на территории городского округа финансовой политики, не противоречащей государственным интересам.
В основу концепции была положена идея оптимизации сети бюджетных учреждений, определения конкретных показателей их деятельности, введения механизмов взаимосвязи бюджетных ассигнований с объемом и качеством бюджетных услуг.

Для реализации Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ было утверждено более 70 муниципальных нормативных документов. Практическую помощь здесь оказали рекомендации Федерального казначейства о перечне нормативных правовых актов, которые необходимо принять органам местного самоуправления. Разработка нормативных документов осуществлялась на основе их систематизации по уровням власти.

В частности, Советом депутатов утверждена новая редакция Положения о бюджетном процессе, в которой не только определены этапы бюджетного процесса, участники и их бюджетные полномочия, основы составления и рассмотрения проекта бюджета, его утверждения, исполнения и отчетности, но и в качестве самостоятельного приложения разработан глоссарий. Для обеспечения стандартов бюджетного процесса дополнительно принят порядок проведения публичных слушаний и подготовки заключений контрольно-счетной палаты представительного органа власти по вопросам бюджетной и налоговой политики.

Существенные изменения внесены в нормативные документы по управлению муниципальным долгом и муниципальным целевым программам.

Вторым блоком являются документы, которые утверждаются исполнительными органами власти. Особое внимание уделялось реализации ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
  • принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые органы местного самоуправления вправе решать в соответствии с федеральными законами, а также заключения муниципальным образованием договоров (соглашений) по данным вопросам;
  • принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
  • заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.
Для реализации требований Бюджетного кодекса проведена инвентаризация расходных полномочий и действующих нормативных документов, на основе которых дополнительно до конца 2007 г. были разработаны муниципальные акты по расходным полномочиям городского округа. В этих актах нашли отражение порядок принятия и исполнения расходных обязательств, планирования и распределения главными распорядителями бюджетных средств бюджетных ассигнований между подведомственными учреждениями, определены процедуры оценки результативности их деятельности, а также осуществления контроля.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ кардинально изменена роль финансовых органов в установлении процедур бюджетного процесса. Это позволило не только разработать до конца 2007 г. соответствующие подзаконные акты (о сводной бюджетной росписи и кассовом плане, о планировании бюджетных ассигнований, о порядке санкционирования расходов и т.д.) на базе рекомендаций и с учетом сложившейся практики, но и организовать их обсуждение; кроме того, среди работников Коломенского финансового управления, администрации, главных распорядителей и специалистов бюджетных учреждений была проведена экономическая учеба. Нормативно-методическое обеспечение дало возможность разрабатывать среднесрочные финансовые (ранее перспективные) планы и определить в них ориентиры и планируемые результаты на 2008–2010 гг.

Справка
Коломна – один из древнейших русских городов и крупный современный центр Подмосковья с высоким уровнем концентрации промышленных, научных, строительных, торговых предприятий
и образовательных учреждений. Площадь города равна 65 100 тыс. кв. м, численность населения на 1 января 2008 г. составила 147,9 тыс. человек.



Справка «Бюджета»

Валерий Иванович ШУВАЛОВ, глава городского округа Коломна

Родился 24 января 1954 г. в Пермской области.
Окончил Московский политехнический институт, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Кандидат экономических наук.
Трудовую деятельность начал в Коломне каменщиком СМУ-1 треста «Мособлстрой № 3».
После службы в армии работал мастером, начальником строительного участка, главным инженером, начальником Коломенского домостроительного комбината.
В 1990 г. избран председателем Коломенского городского Совета народных депутатов.
С 1991 г. – глава администрации города Коломны.
Награжден орденами Дружбы, Почета, знаком отличия «За заслуги перед Московской областью», знаком «За безупречную службу», наградами Русской православной церкви. Имеет благодарность Президента РФ.
Заслуженный строитель Московской области.


Динамика и структура доходов бюджета ГО Коломна
















Структура собственных доходов бюджета ГО Коломна






















Источник: © Бюджет, 2008, № 6





Поделиться