Версия для печати 2144 Материалы по теме
Наши наблюдения однозначно показывают: рост малого и среднего предпринимательства в России обусловлен только государственными усилиями в данном направлении. Следовательно, если мы хотим довести объемы этого сектора экономики до крайне необходимых, государство и дальше должно помогать и поддерживать.
Валерий ПЕРЕВАЛОВ

Малый бизнес в России вырос из торгово-закупочных кооперативов, потому, собственно, в структуре данной сферы экономики торговые предприятия занимают доминирующее положение. Но это тупиковый путь: торгово-закупочная ниша крайне мала, и она полностью занята. С другой стороны, у малого бизнеса нет реальной возможности работать в таких отраслях, которые не сулят быстрого возврата вложенных средств. Поэтому развитие малого бизнеса как сферы приложения высоких технологий, как способа решения острой проблемы безработицы и социальной напряженности, особенно в депрессивных регионах, требует активного вмешательства государства.
Российское государство многое делает для малого бизнеса. Как заявила на открытом заседании коллегии Мин­экономразвития РФ министр Эльвира Набиуллина, на развитие малого предпринимательства в 2005–2007 гг. было направлено 8,3 млрд руб. федеральных бюджетных средств и столько же привлечено из бюджетов субъектов РФ на условиях софинансирования. Благодаря этим средствам начали работать 380 малых компаний-экспортеров. Удалось дать государственные гарантии для венчурных фондов, вложивших в развитие малого инновационного бизнеса 500 млн руб. Кроме того, гарантиями обеспечено 5 млрд руб. кредитов для малого бизнеса. На ближайшие три года на поддержку малого и среднего предпринимательства в федеральном бюджете выделено 12,65 млрд руб. (в 2008 г. – 3,85 млрд, в 2009 г. – 4,35 млрд, в 2010 г. – 4,45 млрд).
Благодаря государственным средствам профинансировано строительство 120 бизнес-инкубаторов, причем 38 из них уже функционируют. Видя такое внимание со стороны федеральных властей, начали работать и региональные структуры помощи малому бизнесу. Более чем в 20 субъектах РФ созданы венчурные фонды, которые уже инвестировали 400 млн руб. в создание малых инновационных компаний. Открыто 23 региональных фонда гарантий с совокупными активами 3 млрд руб. В 2008 г. запущен проект создания технопарка для малого бизнеса в Республике Татарстан, а в 56 субъектах РФ за счет федерального бюджета реализуются различные региональные программы.
Всего в России на сегодняшний день действует 1 133 тыс. малых предприятий – предприятий, на которых работает до 100 человек. За год в среднем регистрируется более 50 тыс. новых компаний, а после того, как руководство страны заявило о поддержке малого бизнеса, их число постоянно растет. Так, за девять месяцев 2007 г. было зарегистрировано ровно 100 тыс. новых малых предприятий, а число малых предпринимателей достигло 3,4 млн человек.
Роль малого бизнеса в решении проблемы занятости работоспособного населения достаточно велика. В этой сфере уже трудится более 10 млн человек. По данным Росстата, динамика роста занятости здесь – одна из отрадных во всей нашей экономике. Если с 2004 г. прирост занятости на предприятиях малого бизнеса составлял 3–4% в год (300–400 тыс. новых рабочих мест), то за девять месяцев 2007 г. этот показатель увеличился на 6% (560 тыс.).
Почувствовав государственную поддержку, предприниматели стали активнее вкладывать деньги: в прошлом году инвестиции малого бизнеса в основные средства составили 170 млрд руб., а темпы роста инвестиций
достигли 30–40% в год, что в 2–3 раза превышает аналогичный показатель в экономике России в целом.
Однако развитие данного сектора экономики могло бы быть более заметным, особенно если учесть, что достигнуты все эти успехи только за счет усилий государства. Необходимо стремиться к саморазвитию малого бизнеса, постепенно сокращая участие государства в его жизни. Радует, что это сокращение началось с различного рода административных процедур: для начала была упрощена процедура регистрации юридических лиц с использованием принципа «одного окна», установлен трехлетний мораторий на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении вновь создаваемых малых предприятий и определены единые на всей территории Российской Федерации правила по специальным налоговым режимам (упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход).
Только благодаря этому Э. Набиуллина ожидает в ближайшей перспективе как минимум благоприятного изменения структуры видов деятельности малых предприятий. Так, число малых предприятий, занятых в сфере торговли, сократится до 20% (это в 2,5 раза меньше, чем в 2007 г.), зато в сфере здравоохранения, ЖКХ, информационных услуг и науки оно возрастет до 50% (в 12 раз по сравнению с 2007 г.), а в строительстве и в обрабатывающей промышленности – в 4 раза.
Правда, существенное негативное влияние на темпы развития малого бизнеса оказывают сохраняющиеся административные барьеры. Только для получения лицензии надо выложить от 45 тыс. до 800 тыс. руб. Мешают работе и 30 обязательных видов контроля за деятельностью малых предпринимателей, установленных в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», и 15 специальных видов контроля вне действия этого закона.
Необходимость принятия нового федерального закона, в котором будут предусмотрены особенности правового регулирования для сектора малых и средних компаний, введены особые налоговые режимы, стимулирующие развитие МСП, упрощен налоговый и бухгалтерский учет, а также порядок составления статистической отчетности, признается всеми, кто связан с малым бизнесом.
Государство ясно заявляет, что принципами государственной политики в этой сфере будут участие субъектов предпринимательства и их общественных объединений в формировании государственной политики развития сектора. Речь идет о том, что малые и средние предприниматели станут принимать самое активное участие в разработке нормативных правовых актов и программ поддержки. Более того, одним из основных принципов станет ответственность местных органов власти за создание благоприятных условий для существования малого бизнеса.
Серьезное внимание новый закон должен уделить ликвидации коррупциогенных положений. Следует преду­смотреть равный доступ всех предпринимателей к государственным программам поддержки, заявительный характер участия в таких программах, открытость и конкурсность в них. Вместо лицензирования предлагается ввести обязательное страхование ответственности малого бизнеса и создание саморегулируемых организаций (СРО) малых и средних предпринимателей с тем, чтобы они сами решали, кто достоин выходить со своей продукцией на рынок, а кто, увы, нет.
Новый закон должен закрепить новые типы организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса: бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки, фонды содействия развитию кредитования (фонды гарантий и поручительств по кредитам малых компаний), венчурные фонды, агентства по развитию.
Иными словами, федеральная власть демонстрирует готовность оказать малому бизнесу необходимую поддержку и предоставить всю полноту свободы деятельности. Отныне развитие этого сектора экономики становится показателем успешности деятельности региональных органов, их заинтересованности в собственном социальном и экономическом развитии.
Поделиться