Версия для печати 1650 Материалы по теме

Российская газета: Татьяна Алексеевна, вряд ли можно сравнить работу, например, врача и учителя. Видимо, и системы оплаты труда в каждой бюджетной отрасли будут свои?

голикова

Татьяна Голикова: Как вы знаете, в сентябре прошлого года было подписано 605-е постановление правительства, которое предписывало всем федеральным бюджетным учреждениям перейти до 31 декабря 2008 года на новые системы оплаты труда. Суть этого постановления заключалась в том, что новые системы оплаты труда утверждаются самими руководителями федеральных бюджетных учреждений (это достаточно широкие полномочия для учреждений) при координирующей роли правительства, министерства здравоохранения и социального развития, которое отвечает за нормативное регулирование в этой сфере, и соответствующих федеральных министерств, в ведении которых находятся эти учреждения.

РГ: Почему все-таки в последнее время звучит дата перехода - 1 декабря?

Татьяна Голикова: Первоначально в законе о федеральном бюджете на 2008-2010 годы были утверждены средства на переход на новые системы оплаты труда. Их объем на тот момент оценивался в 16,9 миллиарда рублей на 2008 год, исходя из того, что переход состоится не ранее ноября 2008 года. На 2009 год закладывалось 46,1 миллиарда, а на 2010-й - 54 миллиарда

В тот момент, когда принималось 605-е постановление, было принято решение об установлении минимального размера оплаты труда на уровне 2300 рублей. И впервые в Трудовом кодексе появилась запись о том, что минимальный размер оплаты труда - это не только ставка первого разряда Единой тарифной сетки, а это и ставка первого разряда, и все доплаты и надбавки, которые гражданин получает за фактически отработанное время

Вы знаете, что недавно был принят закон, в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года увеличивается более чем в два раза и составит 4330 рублей

Это накладывает определенный отпечаток на переход на новые системы оплаты труда в том смысле, что при таком существенном повышении минимального размера оплаты труда необходимо обеспечить и соответствующий уровень дифференциации должностных окладов

В этой связи было принято решение, что переход на новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений будет осуществлен с 1 декабря 2008 года. Это сопровождается дополнительным увеличением ассигнований. Поэтому правительство пересмотрело первоначальные цифры. Сейчас предполагается, что совокупно на цели перехода на новые системы оплаты труда будет направлено в 2009 году более 135 миллиардов рублей. Это достаточно серьезные объемы, более чем на 30 процентов выше существующих сегодня фондов оплаты труда, и соответственно это ресурс для перехода.

Для того чтобы осуществить переход с 1 декабря 2008 года на новые системы оплаты труда, всем федеральным органам исполнительной власти необходимо завершить ту работу, которая находится в рамках их полномочий по 605-му постановлению. А именно: завершить формирование профессионально-квалификационных групп работников, которые трудятся в их подведомственных федеральных бюджетных учреждениях реформировать или внести предложения по реформированию системы надбавок и доплат, которая существовала к действующей системе Единой тарифной сетки. Это связано с тем, что многие годы фонды оплаты труда формировались на основе Единой тарифной сетки, состоящей из 18 разрядов, и сегодняшнее решение об установлении минимального размера оплаты труда в 4330 рублей означает, что это фактически соответствует ставке 17-го разряда ЕТС

Вы понимаете, что решение о минимальном размере оплаты труда и решение о новых системах оплаты труда не могут рассматриваться в разрыве, они, конечно, должны быть связаны друг с другом. Хотя переход на новые системы оплаты труда с 1 декабря несколько предвосхищает переход на новый МРОТ. Поэтому новые системы оплаты труда, которые будут вводиться с 1 декабря, должны учитывать этот высокий уровень МРОТ, который будет с 1 января 2009 года.

Новые системы оплаты труда - это не просто увеличение ассигнований на фонды оплаты труда федеральным бюджетным учреждениям, это еще и ответственность руководителей этих учреждений, и установление совместно с министерствами, в ведении которых находятся эти учреждения, критериев оценки работы персонала, и качество тех услуг, которые он предоставляет. Поэтому в преддверии этого решения до 1 декабря всем федеральным органам надлежит разработать критерии.

РГ: Директора школ, главврачи больниц получают очень большие полномочия. По большому счету, они даже сами могут выстроить собственные системы. Насколько они готовы к этому? И где гарантии, что они не станут злоупотреблять своими большими правами?

Татьяна Голикова: Работа с руководителями федеральных бюджетных учреждений начала проводиться с конца прошлого года. И к сегодняшнему моменту утверждено порядка 50 профессионально-квалификационных групп в соответ ствующих отраслях и в соответ ствующих министерствах. Также с руководителями учреждений проводятся семинары-совещания. Руководители федеральных органов исполнительной власти тоже проводили соответствующую разъяснительную работу, а теперь уже готовят нормативные документы. Именно те нормативные документы, которые будут являться основой для формирования новых систем оплаты труда. В ряде случаев сами министерства и ведомства совместно с федеральными бюджетными учреждениями делают новую сетку должностных окладов для того, чтобы это не вызывало беспокойства со стороны работников

Конечно, существуют разные мнения по этому поводу. Некоторые считают, что предоставление широких полномочий руководителям бюджетных учреждений - благо. Некоторые выражают беспокойство по поводу того, что слишком широкие полномочия для руководителя учреждения могут обернуться нежелательными последствиями для работников. Но в сегодняшних условиях мы договорились также и о том, что буквально в ближайшее время федеральными органами исполнительной власти будут внесены предложения о необходимости уточнения отдельных пунктов 605-го постановления, потому что соответствующая наработка уже прошла и есть проблемы, которые можно решить только нормативным способом. С другой стороны, предполагается большая разъяснительная работа со стороны нашего министерства и со стороны профильных министерств, например министерства образования, министерства культуры, в отношении своих учреждений

И третий момент: вся подготовительная работа проводится в тесном сотрудничестве с профсоюзами, поскольку все вопросы трудового законодательства и вопросы, связанные с оплатой труда, мы обязаны рассматривать в рамках трехсторонней комиссии - правительство, профсоюзы, работодатели. И на последнем заседании трехсторонней комиссии мы договорились, что в конце июля - начале августа этот вопрос будет вынесен на заседание трехсторонней комиссии.

Министерство здравоохранения и социального развития России

Поделиться