25 апреля 2024 года
№ 12 декабрь 2020 — 07 декабря 2020

ЦБ: от истории в будущее

Версия для печати 1152 Материалы по теме
ЦБ: от истории в будущее

Липецкая область уже почти два года работает над созданием на своей территории единого информационного пространства. Центр бухгалтерского учета, учрежденный региональным управлением финансов, стал площадкой одного из ключевых элементов электронного региона — централизации бюджетного учета исполнительных органов власти области и их подведомственных учреждений. Елена Евгеньевна ИВАНОВА, директор ОБУ «Центр бухгалтерского учета», рассказала о результатах проделанной в регионе в данном направлении работы, полученных бюджетных эффектах и о планах, среди которых создание в 2021 году отраслевых центров учета в учреждениях социальной политики и здравоохранения региона.

— Елена Евгеньевна, пару лет назад Липецкая область начала реализовывать масштабный проект — перестройку системы централизованных бухгалтерий, действовавшей еще со времен Советского Союза. Насколько сложным оказался проект и оправдались ли ожидания от него?

— Действительно, в СССР сеть централизованных бухгалтерий была хорошо развита. Как правило, ЦБ обслуживали школы, дошкольные и социальные учреждения, некоторые учреждения здравоохранения. К слову, ЦБ в сфере образования до сегодняшнего дня функционируют в районах и городах Липецкой области. Процесс трансформации, по сути, запустил Минфин России. Он предложил вернуться к проверенной временем и хорошо себя зарекомендовавшей идее централизации, но на новом уровне — с учетом современного развития информационных и технических возможностей.

На современном этапе развития института бухучета и отчетности в секторе госуправления наряду с совершенствованием методологии необходимо обновление учетно-технологической модели централизации полномочий участников бюджетного процесса. Новая модель предполагает создание Единой централизованной информационной системы бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности (ЕЦИС). В Липецкой области она будет иметь статус государственной системы (рисунок).

89.jpg

ЕЦИС создана на базе платформы 1С с применением интеграционных решений от компании «Кейсистемс». Технологически облачный сервис базируется на решениях, развернутых в сервисе 1С:Fresh. В результате проведенного анализа систем бюджетного учета в госорганах регионального уровня и подведомственных им учреждений выяснилось, что около 98 процентов из них используют ПО на платформах 1С. То есть наш выбор этой платформы был оправдан с практической точки зрения: так мы избегаем дополнительных временных и финансовых затрат на переобучение персонала и кардинальное изменение устоявшегося рабочего процесса.

Система предназначена для обеспечения централизации бюджетного (бухгалтерского) учета, контроля бюджетного (бухгалтерского) учета и оперативного получения информации по каждому из учреждений. При выборе системы мы руководствовались такими основополагающими принципами автоматизации, как однократность ввода информации, единство нормативно-справочной информации, сквозные бесшовные бизнес-процессы. Все это становится возможно благодаря интеграции существующих информационных систем управления бюджетным процессом — исполнение бюджета, закупочная деятельность, формирование консолидированной бюджетной и бухгалтерской отчетности — с создаваемой системой централизованного бухгалтерского учета.

Конечно, проект сам по себе очень сложный. В его рамках параллельно решаются две задачи. Первая — технологическая, перевод на единое сервисное обслуживание бухгалтерских систем, их перенос в единое облачное пространство. Вторая — функциональная, и при этом более длительная, передача полномочий ведения бухучета. Перед переводом и конвертацией учетных баз 1С в ЕЦИС проводится обследование на предмет корректности ведения учета, сверка остатков по счетам учета и показателей в отчетности, выявляются и исправляются ошибки в учете.

Централизация бюджетного учета исполнительных органов власти области и их подведомственных учреждений — дело, безусловно, многосложное и кропотливое, как любое движение вверх. Для его осуществления требуется не только серьезное программное и техническое оснащение, но и специалисты соответствующего уровня знаний и умений. Здесь нам очень помогла компания «Кейсистемс», предложив свою автоматизированную модель централизации бухгалтерского учета. И если вернуться к вашему вопросу про ожидания, то могу с уверенностью сказать, что оно того стоило. В итоге внедрение новой учетно-технологической модели централизации повысит качество ведения учета и составления отчетности на основе единой методологии, усовершенствует контроль, сделает бухгалтерский учет более прозрачным. Прямым следствием применения новых методов организации труда станут оперативность и достоверность получения сводных данных о финансовом положении всех участников бюджетного процесса, повышение производительности труда за счет равномерного распределения нагрузки на каждого бухгалтера по определенным участкам работы. И в целом произойдет сокращение расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на обеспечение бухгалтерских функций. Это, в свою очередь, позволит перераспределять высвобождающиеся ресурсы на решение иных задач. Говоря простым языком, ведение бухучета и отчетности для учреждений станет более удобным и быстрым, а для государства — честным и выгодным.

— Год близится к концу, проект тоже. Наверное, уже можно подвести какие-то основные итоги и рассказать о планах.

— Подводить окончательные итоги сегодня еще преждевременно: процесс централизации не завершен и находится в кульминационной стадии. Объективно с момента издания постановления о создании нашего центра[1] прошло не так много времени. Тем не менее некоторые факты я могу озвучить уже сейчас. На текущий момент нам переданы функции по ведению бухгалтерского учета и отчетности 60 процентов учреждений от общего числа организаций, подлежащих централизации. Статистические данные, составляющие значительную часть нашей работы, свидетельствуют об экономическом эффекте от проводимой процедуры в 25 миллионов рублей в год.

Проект централизации бюджетного (бухгалтерского) учета охватывает все учреждения бюджетной сферы области. С 2021 года планируется создание отраслевых центров учета в сферах социальной политики, здравоохранения. Также в задачах следующего года разработка нормативно-правовой базы и решение организационных вопросов создания централизованных бухгалтерий в районах области.

— В процессе внедрения новшеств в работу бухгалтеров вам пришлось столкнуться с волной негатива со стороны работников, которые привыкли вести учет по старинке. Вы ожидали этого?

— Знаете, в профессии я человек неслучайный — в моем активе более 15 лет стажа. Я имею опыт решения не только рабочих вопросов, но и связанных с профессиональной деятельностью психологических проблем. Зная всю анатомию бухучета, разумеется, я предвидела, что ожидания от централизации не исчерпываются достижением запланированных показателей. Было очевидно, что по ходу дела нам придется решать вопросы широчайшего спектра — от узкотехнических до морально-этических. Соглашаясь возглавить новую структуру, я рассчитывала не только на свои собственные силы и знания, но и на поддержку единомышленников. Так что страха не справиться с ситуацией не было, было ясное понимание масштаба и практической значимости предложенного дела, необходимости реализовать проект.

— Можете назвать основной минус старой системы, исправленный в новой?

— Изолированность. В течение долгого времени бухгалтерии работали обособленно, варились, что называется, в собственном соку, от проверки до проверки. Как мы видим теперь, эта изолированность привела к тому, что люди на местах зачастую по-своему интерпретировали законодательные акты в области бухучета и расчета заработной платы. И изменение каких-либо параметров или сумм в документах после перехода на новый порядок взаимодействия вызывает у них объяснимое недовольство. Я убеждаю коллег, что единообразие ведения всех видов расчетов и начислений — одно из важнейших преимуществ новой системы взаимодействия. Корректировка данных — это хорошо, это признак того, что работа идет в постоянном контакте с обслуживаемыми учреждениями, что происходит активное взаимодействие с органами власти и органами госконтроля, обладающими полномочиями по разъяснению тех или иных спорных вопросов. А таких вопросов, поверьте, немало.

Впрочем, сложности создаются не только людьми, но и самой жизнью. Есть обстоятельства, не зависящие от нашей воли, которые мы, так же как и весь мир, вынуждены учитывать. Меры, предпринимаемые руководством области для сохранения стабильности эпидемиологической ситуации в регионе, безусловно, повлияли на и без того хлопотный процесс передачи полномочий от учреждений. В ситуации форс-мажора оказались все участники процесса, но благодаря человеческому самообладанию, выдержке и профессионализму моих коллег и специалистов компании «Кейсистемс» дело движется.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА



[1] Постановление Администрации Липецкой области от 5 декабря 2018 года № 599 «О создании областного бюджетного учреждения Липецкой области „Центр бухгалтерского учета“».


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно