25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3761 Материалы по теме
Елена Локтикова
Главным приоритетом бюджетной и налоговой политики Брянской области на 2008–2010 гг. стало содействие социальному и экономическому развитию при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Об основных задачах бюджетной политики на трехлетку и о стимулировании экономического роста в регионе рассказывает заместитель губернатора – начальник финансового управления Брянской области Елена ЛОКТИКОВА.

– Елена Ивановна, Брянская область одной из первых в России сформировала трехлетний бюджет на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг. Каковы результаты проделанной работы?

– Да, вслед за Минфином России, который разработал, а затем одобрил проект трехлетнего федерального бюджета, мы впервые в истории региона в 2007 г. в максимально сжатые сроки составили трехлетний областной бюджет – на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг. Бюджет был принят Брянской областной Думой 31 июля 2007 г. Бюджеты всех муниципальных образований области (их у нас 289) также были сформированы и утверждены на трехлетний период.

Основными преимуществами трехлетнего бюджета являются возможность заключать долгосрочные контракты, разделение обязательств на действующие и принимаемые, возможность «обмена ассигнованиями» между годами в рамках расходов одного главного распорядителя, утверждение объемов межбюджетных трансфертов (как получаемых областью из федерального бюджета, так и получаемых муниципальными образованиями из областного бюджета) сразу на три года, реальные пути достижения количественных показателей результатов деятельности органов власти и их ответственность за результаты работы, в том числе по долгосрочным и ведомственным целевым программам, поскольку средства будут заложены на три года вперед.

– Каковы основные характеристики консолидированного бюджета области на 2008 г.?

– При работе над областным бюджетом на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг. были использованы положения ежегодных посланий Президента России и губернатора области, приоритеты регионального развития.

Запланированные на 2008 г. доходы консолидированного бюджета превышают показатели 2007 г. на 12,9% и составляют 25,1 млрд руб. – это больше, чем плановые доходы 2007 г. на 2,9 млрд. В областном бюджете заложен опережающий рост налоговых и неналоговых доходов по отношению к показателю прошлого года на 28,6% при сохранении объемов дотаций из федерального бюджета. Для справки: расходная часть областного бюджета в 2008 г. составляет 21,4 млрд руб., а расходная часть консолидированного бюджета области – 27,2 млрд.

– Какие меры принимаются в регионе для повышения налогового потенциала?

– Вопросы состояния налоговой базы области, собираемости платежей, наполняемости областного и местных бюджетов находятся в администрации области на особом контроле. В целях увеличения налогового потенциала разработаны мероприятия по повышению уровня собственных доходов бюджетов области, утвержденные постановлением администрации Брянской области от 2 июня 2005 г. № 304. Полученные результаты рассматриваются в администрации дважды в год, при необходимости в список мероприятий вносятся дополнения и изменения. В каждом муниципальном образовании области с учетом местных особенностей сформированы программы по наращиванию доходной части бюджетов. По итогам их реализации в областной бюджет в 2007 г. поступило около 633 млн руб., в бюджеты муниципальных образований – 398 млн.

В областной администрации создана комиссия по изучению налоговой базы региона, собираемости платежей, сокращению недоимки и мобилизации доходов в бюджеты области. В ходе заседаний членами комиссии рассматривается состояние налоговой базы, расчетов с бюджетом, заслушиваются руководители управлений и служб, являющихся главными администраторами доходов бюджетов области, главы отдельных муниципальных образований, руководители департаментов, управлений и комитетов администрации, отдельных организаций.

Поскольку налог на доходы физических лиц занимает ведущее место в составе собственных доходов региона, а также в целях обеспечения полного поступления этого налога в консолидированный бюджет области, выведения «из тени» доходов физических лиц, легализации заработной платы наемных работников предприятий, стимулирования роста существующих официальных доходов населения, занятого в экономике, начиная с 2005 г. в регионе принят целый комплекс мер, способствующих увеличению налогового потенциала по этому налогу.

Следует отметить, что проводимая работа принесла свои плоды. Так, в последние годы на территории области наблюдается положительная динамика поступлений налога на доходы физических лиц. Более того, по состоянию на 1 января 2008 г. при темпе роста фонда оплаты труда в среднем по области 124,17% темп роста поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет области сложился на уровне 130,53% (+6,36 процентных пункта). Объем дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней по данному налогу по сравнению с уровнем 2006 г. составил 1,2 млрд руб. В текущем году принято постановление администрации области от 12 мая 2008 г. № 464 «О мерах по увеличению налога на доходы физических лиц». Дополнительный эффект приносит также работа областного координационного совета по вопросам обеспечения своевременной и полной выплаты заработной платы, доведения ее до величины прожиточного минимума, установленной в области, и полноты поступлений налога на доходы физических лиц, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

– А какие мероприятия по реформированию системы управления общественными финансами осуществляются в области?

– С 2005 г. в регионе реализуется Программа реформирования системы управления общественными финансами Брянской области, утвержденная постановлением администрации Брянской области от 24 октября 2005 г. № 560 «Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами». В рамках программы проведена значительная работа по улучшению качества управления общественными финансами, оптимизации системы управления бюджетными ресурсами и повышению эффективности расходов бюджета, внедрению современных методов и технологий управления региональными финансами.

Кстати, по результатам конкурса, проведенного Минфином России для получения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Брянская область заняла первое место (103,24%). С результатами выполнения программы реформирования можно ознакомиться на официальном сайте финансового управления Брянской области http://fin.brl.ru.

В настоящее время финансовым управлением Брянской области утвер­ждено продолжение программы реформирования – программа совершенство­вания управления общественными финансами, которая предполагает дальнейшую работу как на областном уровне, так и на муниципальном.

– Бюджетные средства распределяются среди муниципалитетов и региональных органов исполнительной власти на конкурсной основе?

– Да. Уже третий год подряд в области проводится конкурсный отбор муниципальных образований для получения субсидий на реформирование муниципальных финансов. По итогам первого конкурса программ реформирования муниципальных финансов победителями стали три муниципальных образования, второго – два городских округа и четыре муниципальных района, в текущем в конкурсе победили два муниципальных образования. На реализацию программ реформирования муниципальных финансов в 2006 г. победителям конкурса в областном бюджете было предусмотрено 18,7 млн руб., в 2007 г. – 56,8 млн, в 2008 г. – 54,0 млн.

Кроме того, в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 6 марта 2007 г. № 138 «Об организации конкурсного отбора аналитических программ ведомств для последующего их финансирования за счет средств областного бюджета», а также с целью использования в работе методов БОР и стимулирования деятельности органов исполнительной власти области (структурных подразделений администрации) проводится конкурсный отбор аналитических программ ведомств среди региональных органов исполнительной власти. В 2007 г. главным распорядителям средств областного бюджета на конкурсной основе было выделено 23,9 млн руб. В 2008 г. на эти цели в бюджете предусмотрено 61,9 млн.

Дотации на стимулирование по результатам мониторинга оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований (в текущем году – 6,0 млн руб.) распределяются максимум между 10 муниципальными образованиями, полностью обеспечившими выполнение требований действующего законодательства и набравшими наибольшие суммарные показатели.

Кроме того, в Брянской области проводится конкурсный отбор инвестиционных программ (проектов) муниципальных образований по развитию налоговой базы территорий. Победители конкурса в этом году получат 105 млн руб.
В проектировках областного бюджета на 2009–2011 гг. предусмотрены средства (88,0 млн руб. ежегодно) победителям конкурса на лучшее муниципальное образование и на предоставление грантов для муниципалитетов, имеющих наилучшие показатели.

– Расскажите, пожалуйста, о проводимой в регионе работе по реализации реформы местного самоуправления, реформированию межбюджетных отношений.

– Руководство области в 2005 г. приняло на себя огромную ответственность по организации местного само­управления на поселенческом уровне с 1 января 2006 г., не воспользовавшись «поблажками» переходного периода. На финансовое управление была возложена задача организации бюджетного процесса в 255 вновь образованных поселениях. Эту задачу мы решали в течение 2005–2006 гг.: была подготовлена нормативная и правовая база по организации бюджетного процесса на территориях муниципальных образований, для районов приобретена дополнительная компьютерная техника, а также средства коммуникаций, специальные программы для формирования и исполнения бюджетов, программы по администрированию доходов, составлению и исполнению смет всех поселений области. Продолжается работа по законодательному разграничению имущества между муниципальными районами и поселениями.

В течение 2006 г. сотрудники финансового управления на базе Брянского филиала Орловской региональной академии государственной службы проводили курсы повышения квалификации для всех финансистов поселений и муниципальных районов. Эта работа была продолжена в 2007 г. и ведется в настоящее время. Специалистами финансового управления области, финансовых органов муниципальных районов оказывается системная помощь специалистам поселений по вопросам организации бюджетного процесса.

Кроме решения организационных вопросов мы занимаемся и совершенствованием методологии межбюджетных отношений. В области принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих межбюджетные отношения.

Расчет и распределение межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований производятся в соответствии с методиками и порядками, установленными законом Брянской области от 13 августа 2007 г. № 126-З «О межбюджетных отношениях в Брянской области», согласно которому органы местного самоуправления муниципальных районов наделены отдельными государственными полномочиями области по расчету и предоставлению отдельных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений.

Межбюджетные отношения на 2009–2011 гг. формируются на основе применения объективной формализованной и прозрачной системы методик и порядков распределения межбюджетных трансфертов, применения установленных нормативными правовыми актами области единых норм расходов на реализацию полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований, использования стимулов для эффективного управления общественными финансами, а также для проведения ответственной финансовой политики по социально-экономическому развитию территорий, росту их налогового потенциала.

– Действуют ли в Брянской области автономные учреждения? В каких сферах?

– В 2007 г. финансовым управлением Брянской области совместно с региональными органами исполнительной власти была проведена работа по переводу государственных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций.

В настоящее время в области действует пять автономных учреждений, в частности АУ «Редакция газеты “Брянская учительская газета”», учредителем которого является Департамент общего и профессионального образования Брянской области. Полномочиями учредителя государственного автономного учреждения культуры «Брянский областной планетарий» наделено Управление культуры Брянской области. В сфере строительства действует автономное учреждение «Государственная экспертиза проектов Брянской области» (учредитель – Департамент по строительству Брянской области).

Для выполнения работ и оказания услуг, направленных на реализацию государственных полномочий в области эффективного управления и распоряжения государственным имуществом области, в том числе землями, расположенными на территории города Брянска, государственная собственность на которые не разграничена, а также землями, находящимися в собственности Брянской области, с целью предоставления гражданам и юридическим лицам равного доступа к услугам на основании постановления администрации Брянской области от 11 января 2008 г. № 4 «О создании государственного автономного учреждения Брянской области “Управление недвижимостью”» создано АУ «Управление недвижимостью», учредителем которого является Управление имущественных отношений Брянской области.

Также в целях создания благоприятных условий для развития субъектов малого бизнеса на территории области и дальнейшего формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства организована работа автономного учреждения «Брянский областной бизнес-инкубатор» (учредитель – администрация Брянской области).

– Какие задачи стоят перед регионом в перспективе?

– Для улучшения ситуации в финансовой сфере требуется формирование финансово устойчивых областного и местных бюджетов, что позволит решить ряд региональных социально-экономических проблем. Необходимо совершенствовать управление общественными финансами, развивать налогооблагаемую базу региона, финансовые рынки, использовать современные технологии проведения финансовых операций. Кроме того, дальнейшую реализацию предполагают такие направления, как совершенствование межбюджетных отношений и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, применение методов бюджетирования, ориентированного на результат, и финансового стимулирования. Следует продолжать работу по организации деятельности автономных учреждений, автономных некоммерческих организаций, передаче функции оказания ряда государственных услуг частным компаниям, внедрению принципов аутсорсинга. В число наших задач также входит ресурсное обеспечение реализации программ и мероприятий, имеющих финансовую поддержку из федерального бюджета.




Справка «Бюджета»

Елена Ивановна ЛОКТИКОВА,
заместитель губернатора области – начальник финансового управления Брянской области


Родилась 17 ноября 1957 г. в с. Барышье Брянского района Брянской области.
В 1980 г. окончила Ленинградский сельскохозяйственный институт, специальность «Экономика и организация сельского хозяйства», в 2007 г. прошла переподготовку в Орловской академии государственной службы по специальности «Управление общественными финансами».
В 1980–2004 гг. работала на экономических должностях на предприятиях, в организациях и финансовых органах Брянской области.
С 2004 г. возглавляет финансовое управление Брянской области, с 2006 г. – заместитель губернатора Брянской области – начальник финансового управления Брянской области.
Заслуженный экономист РФ. Победитель Всероссийского конкурса «Лучший бухгалтер России – 2002».




Источник: © Бюджет, 2008, № 7



Читайте другие статьи по теме:



Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно