25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4849 Материалы по теме
Нягань – очень молодой город. Ему вот-вот исполнится 25 лет, а численность населения не превышает 70 тыс. Тем не менее мы не боимся заявлять об амбициозных планах, связанных с будущим нашего города.
Светлана ПОПКОВА, первый заместитель главы администрации города Нягани по экономике, финансам, инвестиционной политике

Чтобы иметь возможность говорить сегодня о постановке каких-либо амбициозных задач, руководству Нягани пришлось решить множество проблем. В частности, город пережил банкротство градообразующего предприятия со всеми вытекающими отсюда последствиями – безработицей, неплатежами налогов в бюджет, а значит, долгами по заработной плате и во внебюджетные фонды, кредиторской задолженностью бюджетных учреждений и муниципальных предприятий, долговыми обязательствами. В 1990-х гг. вообще встал вопрос о целесообразности существования города. Для изменения ситуации было принято решение ликвидировать муниципальные предприятия, сделав ставку на развитие бизнеса. Как показало время, выбор оказался правильным.
Я подчеркиваю необходимость не только выявления проблем внутри муниципальных образований, но и определения возможных путей их решения. Часто приходится слышать, что решить проблемы муниципалитетов удастся только на вышестоящем уровне. Однако все мы настолько разные и проблемы наши настолько индивидуальны, что надеяться на их решение посредством обозначения и закрепления в федеральном и региональном законодательстве не приходится. Все равно в той или иной степени проблемы останутся, и решать их придется нам.
Нягань первой на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приступила к разработке паспорта стратегического развития территории, начала обсуждение стратегии развития муниципального образования. Но, на мой взгляд, это необходимо сделать всем муниципальным образованиям.
Так, когда в 2006 г. губернатор Югры А. В. Филипенко поставил перед главами муниципальных образований задачу подготовить доклады о результатах и основных направлениях социально-экономического развития муниципальных образований, глава Нягани А. В. Рыженков воспринял это как руководство к действию. В составлении доклада принимала непосредственное участие вся команда управленцев под руководством главы города. В конечном итоге получился документ, в котором были сформулированы проблемы и недостатки муниципального образования, обозначены преимущества и определены направления развития. На основе этого доклада и был впоследствии разработан паспорт стратегического развития города Нягани.
Затем мы сформировали концепцию программы инвестиционной привлекательности Нягани. Правительство округа поддержало инициативу, которую проявило наше муниципальное образование, и сегодня вопрос о реализации в городе нескольких крупных инвестиционных проектов решен. А, как известно, крупные инвестиции в промышленные объекты неизбежно потянут за собой инвестиции социальные. В результате из депрессивной территории Нягань превратилась в динамично развивающийся город со значительным экономическим и инвестиционным потенциалом.
Нерешаемых проблем нет; главное не убеждать себя, что с этим невозможно справиться. Но гораздо опаснее, на мой взгляд, подходить к решению вопросов формально, то есть выполнять только то, к чему обязывает нормативно-правовой акт. С такой позицией о развитии вообще говорить не приходится.
Бюджетная политика в городе выстраивается согласно общей концепции социально-экономического развития. Сегодня бюджет нельзя рассматривать как отдельный инструмент, предназначенный для решения определенного круга вопросов. Все должно анализироваться в общем контексте и направляться на достижение общей цели – улучшение качества жизни населения.
Бюджетная политика призвана способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, эффективности управления муниципальными финансами, переориентации деятельности субъектов бюджетного планирования и получателей бюджетных средств на достижение конечных и измеримых результатов, что, в сущности, является основой проводимой бюджетной реформы.
В Нягани последовательно внедряется среднесрочное финансовое планирование. Бюджетный процесс в муниципальном образовании в 2007 и 2008 гг. строился с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики города. Бюджет на 2007 г. стал составной частью трехлетнего перспективного финансового плана на 2007–2009 гг., что позволило заложить основы для перехода к утверждению бюджета на три года. В декабре 2007 г. мы впервые утвердили трехлетний бюджет.
Актуальной остается проблема эффективного расходования бюджетных средств. В связи с этим мы разработали комплексную систему перехода к планированию и осуществлению расходования бюджетных средств по конечному результату. Мероприятия выстроены с учетом контекста реформы бюджетного процесса. На заседании специально созданной комиссии по рассмотрению докладов субъектов бюджетного планирования были рассмотрены доклады главных распорядителей бюджетных средств в сфере образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства. В итоге были выявлены проблемы, влияющие на качество оказания услуг в данных сферах, сформулированы стратегические цели для каждой отрасли в рамках общей социально-экономической стратегии развития муниципального образования и поставлены тактические задачи, посредством которых достигается определенная стратегическая цель. Для каждой такой задачи предусмотрен ряд показателей, которые будут свидетельствовать о достижении или недостижении обозначенных конечных результатов.
Продолжением работы стал пересмотр всех действующих муниципальных целевых программ на предмет их соответствия стратегическим целям, а также создание долгосрочных программ развития отраслей. Одновременно субъекты бюджетного планирования должны составить ведомственные целевые программы, учитывая необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств, то есть соблюдая принцип эффективности и экономности расходования бюджетных средств. Кроме того, главные распорядители бюджетных средств разрабатывают для подведомственных учреждений муниципальные задания исходя из объема и качества предоставляемых услуг. В городе создана необходимая нормативно-правовая база для перехода бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы (автономные учреждения).
В этом году мы приступили к разработке программы реформирования муниципальных финансов. Реализация программы нацелена на создание условий для максимально эффективного управления финансами, интеграцию управления муниципальными финансами со стратегией социально-экономического развития.
В заключение еще раз подчеркну, что в новых законодательных условиях необходимо проанализировать и скорректировать направления деятельности муниципалитета, обратив особое внимание на определение стратегий развития территории.

Справка «Бюджета»
Светлана Михайловна ПОПКОВА, первый заместитель главы администрации города Нягани по экономике, финансам, инвестиционной политике
Родилась 12 декабря 1973 г. в пос. Нижнее Озеро Серовского района Свердловской области.
В 2002 г. окончила Тюменский государственный университет, специальность «Финансы и кредит».
1993–1998 гг. – экономист, затем ведущий экономист по бюджету комитета по финансам администрации города Нягани.
В 2000 г. – главный специалист бюджетного управления К.Ф.
2001–2003 гг. – заместитель начальника, затем начальник бюджетного управления, заместитель председателя комитета по финансам администрации города Нягани.
С 2003 г. по настоящее время – директор департамента по финансам администрации города Нягани.
С 2006 г. – заместитель главы администрации города Нягани, затем первый заместитель главы администрации города по экономике, финансам, инвестиционной политике.
Имеет почетные грамоты Правительства ХМАО-Югры, главы муниципального образования город Нягань, мэра города.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно