Версия для печати 3430 Материалы по теме
олифиренко
В системе Казначейства Франции в области санкционирования расходов внедрена и в течение нескольких лет успешно применяется новая форма контроля, предполагающая подход с точки зрения оценки риска, – иерархический контроль расходов (CHD).
Юлия ОЛИФИРЕНКО, главный казначей УФК по Архангельской области, инспектор-стажер Казначейства Франции

Суть методики заключается в следующем. Для обеспечения надлежащего контроля за расходами, представляющими наибольшие риски и наиболее значимые цели, облегчен контроль за остальными расходами. Процедура начинается с анализа потенциальных рисков, который позволяет на начальном этапе разделить различные категории расходов на более или менее значимые в зависимости от поставленных целей и задач, а также от степени потребности в защите от ожидаемых рисков (имущественных, бюджетных, бухгалтерских и юридических).
Разработаны унифицированные государственные стандарты в форме:
•    обязательных требований проведения предварительного контроля сплошным методом по отношению к расходам, представляющим наибольшие риски и наиболее значимые цели (в перечень, к примеру, входят расходы по контрактам, заключенным на конкурсной основе);
•    рекомендаций, касающихся расходов, по отношению к которым может быть применен выборочный контроль.
С учетом упомянутых унифицированных требований, а также дополнительных требований, установленных руководителями казначейств на местах, для каждого получателя средств индивидуально составляются локальные планы контроля. Предварительные расчеты для подготовки таких планов реализованы в специально созданном с этой целью программном продукте, синтезирующем данные по любым задаваемым параметрам из программы обработки платежных поручений. За основу берется количество проверенных расходов и выявленных нарушений в предшествующем году. Доля нарушений и оценка потенциального ущерба применительно к каждому получателю средств позволяет получить параметры для локальных планов контроля. Сотрудники казначейства, по их собственному признанию, были удивлены тем, что некоторые получатели, казавшиеся образцовыми, по результатам проведенных расчетов (анализа потенциальных рисков) оказались злостными нарушителями.
Таким образом, результаты проведенного анализа позволяют для каждой категории расходов:
•    рассчитать соответствующую форму контроля (предварительного или последующего, сплошным методом или путем выборки), принимая во внимание надежность бюджетополучателей;
•    регулярно (минимум раз в год) уточнять степень жесткости контроля по отношению к каждому бюджетополучателю, если оценочные показатели меняются в лучшую или худшую сторону.
Далее параметры контроля вводятся в программный продукт по обработке платежных поручений. Загруженные платежные поручения программа фильтрует по заданным параметрам, отделяя подлежащие проверке от всех остальных. Таким образом, специалист мгновенно отмечает «к оплате» так называемые остальные и тщательно проверяет платежи, представляющие ценность и повышенный риск. При выявлении ошибок их описание обязательно вносится в программу с применением условных кодов допущенных нарушений (согласно унифицированному перечню кодов нарушений). Именно эти данные используются в дальнейшем при проведении анализа, позволяющего оценить надежность получателя и рассчитать параметры планов контроля.
Кроме того, в обязательном порядке проводится выборочный последующий контроль, что дает возможность выявить нарушения, допущенные в платежных документах, которые не подвергаются предварительному контролю, и оценить качество работы ответственных исполнителей в отношении проверенных ими платежных документов с точки зрения внутреннего контроля. Выявленные при последующем контроле нарушения также вносятся в программный продукт для дальнейшего статистического обследования.
Применение на практике методики иерархического контроля расходов способствует улучшению ряда показателей. К примеру, обновление планов контроля позволяет в большинстве случаев снизить количество платежей, подлежащих проверке.
Уменьшение числа платежей, подлежащих проверке, позволяет повысить ее качество по принципу «проверять меньше, чтобы контролировать лучше». Например, количество проверяемых платежей одного из бюджетополучателей в 2007 г. по сравнению в 2006 г. снизилось на 28%, а число ошибок, выявленных ответственным исполнителем, увеличилось в 7 раз – это доказывает связь между обновлением планов контроля, изменением количества платежей, подлежащих проверке, и активностью ответственных исполнителей казначейства. Кроме того, снижение количества проверяемых платежей позволяет сократить сроки их прохождения.
Иерархический контроль расходов сопровождается регулярным детальным анализом, проводимым для бюджетополучателей относительно выявленных нарушений и динамики срока платежей. В принципе такая работа носит педагогический характер: она дает возможность на основе приведенной статистики нарушений (в том числе могущих нанести имущественный ущерб) продемонстрировать бюджетополучателям качество подготовки платежных документов, тем самым способствуя его совершенствованию. Описанный подход также помогает ответственным исполнителям казначейства оценить качество собственной работы в области проводимого контроля.
В итоге применение иерархического контроля позволяет:
•    усовершенствовать собственно обслуживание расходов (упростить процедуру, улучшить качество контроля, снизить время прохождения платежей, получить более полную информацию);
•    избежать обесценивания работы, проведенной в прошлом, благодаря применению последующего контроля и использованию данных истекшего года для обновления критериев проверки;
•    упростить внутренний контроль с помощью комплекса средств, используемых при иерархическом контроле.
В целом внедрение и реализация иерархического контроля расходов эффективны при комплексном применении методологических и программно-технических средств, грамотном распределении обязанностей среди сотрудников и хорошо организованном внутреннем контроле. Все это позволяет повысить качество контроля расходов, осуществляемого органами Казначейства.

Поделиться